ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Что такое отчуждение? Гегель рассматривает феномен отчуждение как «объективацию Духа и переход в нечто чуждое» [2, 21]. Фейербах, говоря об отчуждении, ограничивает этот феномен «переносом человеческих качеств на образ божества» [1, 62], что приводит к утрате человеком своей сущности. Маркс, видя источник отчуждения в экономике, пишет, что уже «труд подчиняет себе человека, регламентируя его жизнедеятельность, делая его несвободным» [1, 63]. В чем основная проблема отчуждения? «Проблема отчуждения — это проблема потери человеком самого себя, своей идентичности, это конфликт между актуальным существованием и потенциальным бытием, это утрата контроля над процессом и результатами деятельности, это уничтожение социальных контактов и в целом трансформация сущности природы человека» [1, 63]. Давайте спросим у себя, только ли дух, религия и труд отчуждает ресурсы человека? Маркс, марксисты, неомарксисты и здравый смысл отрицательно отвечают на этот вопрос. Что отчуждает ресурсы человека? Все, что ограничивает свободу человека. Говоря об этом, мы должны задаться вопросом, а может ли человек быть подвешен, изолирован от общества, вне взаимодействия с ним? Если нет, то он всегда будет несвободен, а значит отчуждаем. Какой же смысл говорить об отчуждении, если отчуждение было, есть и будет? Маркс полагает, что, освободив человека, мы тем самым сохраним ему ресурсы. Для чего? Для того, чтобы он смог по своему выбору распоряжаться ими. Некое осознанное отчуждение. Маркс верит в то, что разум человека преобладает над его аффективностью, я же убежден в обратном - аффективность приведет человека, вкупе с его интенциональностью, к некой иной форме отчуждения. Итак, что является основным источником отчуждения сегодня? Полагаю, что место Духа, религии и труда стало занимать виртуальное. Почему? Хотя бы потому, что человек пребывает в виртуальном все больше, чем в реальном. Как говорит Владимир Мартынов «человек сначала пребывал в реальном, потом участвовал в нем, затем наблюдал за ним, а теперь проинформирован о нем». Словами Батая я бы выразился так: «человек забыл простоту удара топора». Почему? Он из природы как фюсиса пересадил себя в техническое, а теперь погружается в виртуальное. Все больше через виртуальное человек выстраивает свою деятельность, формирует собственную идентичность, поддерживает социальные контакты. В результате чего человек, в связи с потенциальной тотальностью погружения в виртуальное, теряет остатки своей свободы и видоизменяет собственную сущность. Здесь я хотел бы остановиться и отметить следующее: Просвещение вывело человека из внутреннего во внешнее. Что это значит? Все то же феербахово и марсксово желание вывести человека из опиумного дурмана религии в материальное и реальное. И долго ли там задержался человек? Нет, следствием Просвещения стало техническое и виртуальное. Каких-то 100 лет после возгласа Ницше о том, что «Бог умер», как он сбежал из реального в зияющую дыру реального - виртуальное. В чем ключевое отличие наемного труда и виртуального, как отчуждающего у человека? В том, что человек с радостью идет в виртуальное. Почему же виртуальное столь привлекательно для человека? Виртуальное - часть технического. С помощью технического человек пытается решить проблемы с безопасностью, экзистенциальной неопределенностью, одиночеством, преодолеть конечность, избавится от боли, привнести в свою жизнь больший уровень удовольствия. Имеет место и цифровой эскапизм - некий уход от трудностей жизни, погружение в мир, где человек может творить и ощущать себя богом. Готов ли человек к тем изменениям, которые происходят при отчуждении виртуальным? Хайдеггер, Бердяев, Гиренок и значительный ряд философов отвечают на данный вопрос отрицательно, полагая, что человек не готов и его сущность будет изменена. Все чаще мы слышим о том, что на его место уже придет постчеловек. Виртуальное - это не просто отчуждающее у человека, а место формирующее нового человека, который уже и не узнает о том, что такое простота удара топора.