ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Что такое апокалипсис? Дословно «калипсис» - это сокрытое. Приставка «апо» позволяет нам обнажать сокрытое, производить откровение, снимать покрова тайны. О какой обнажающейся тайне мы говорим сегодня? О тайне исчезновения человека. Является ли тайной то, что человек конечен? Нет. Почему? Как говорили древние греки «человек - микрокосм», а значит система. Общество можно представить как систему разнонаправленных и сталкивающихся микрокосмов. Что происходит с системами? Пригожин говорит нам «все системы имеют свой срок жизни, они не вечны» (1, 23). А еще почему? Как говорит Гиренок «человек существо аффективное, которое лишь прикрыто рациональным». Одно из следствий аффективного - разрушение. Одно из следствий рационального - техническое, с помощью которого человек способен к масштабному разрушению. Что же тогда является тайной? То, когда и каким образом уйдет человек. Давайте попробуем прикоснуться к приоткрывающемуся. Каковы сценарии конца человека? Весьма условно мы можем разделить их на две группы, исходящие из классической дихотомии: духовное исчезновение и физическое уничтожение человека. Первое. Духовное исчезновение человека описывается в философии от "смерти субъекта" (3), как отказ человеку в свободе воли, вследствие открытия бессознательного. До, более интересной нам, идеи эрозии субъекта - постепенного растворения внутреннего мира человека в социальном. Второе. Физическое уничтожение человека, как уничтожение онтологического объекта. Может ли техника стать причиной эрозии субъекта? Да, Хайдеггер говорит нам, что «техника завладела человеком и является причиной необратимых изменений» (4). «Человек оказался пересаженным в другую действительность» (5). Он «поставлен, захвачен и используется силой, которая проявляется в сущности техники и которой он сам не владеет». Что делает техника с субъектом? Техника, и особенно ее часть виртуальное, отчуждает внутренний мир человека. Здесь пророческими звучат следующие слова немецкого мыслителя, прозвучавшие задолго до появления современной техники: «Во всех сферах своего бытия человек будет окружен все более плотно силами техники. Эти силы, которые повсюду ежеминутно требуют к себе человека, привязывают его к себе, тянут его за собой, осаждают его и навязываются ему под видом тех или иных технических приспособлений — эти силы давно уже переросли нашу волю и способность принимать решения…» (5). Каким образом человек растворяется в техническом? Брентано рассказал нам, что сознание человека «интенционально», постоянно направленно на какой-либо объект. Куда сегодня все более направлено сознание? К объектам виртуального. Можем ли мы согласиться с тем, что там где внимание, как следствие направленности сознания, там и человек. Да, так как мы говорим о субъекте, ключевым антропологическим признаком которого и является сознание с его направленностью. Но, Хайдеггер говорит, «страшно… не то, что мир становится полностью технизированным. Гораздо более жутким является то, что человек не подготовлен к этому изменению мира» (5). К чему эта неподготовленность может привести? Отчуждение человека виртуальным может привести не просто к эрозии, а к тотальному растворению субъекта в техническом. Апокалипсис - это разновидность тотальности. В данном случае мы говорим о тотальном исчезновении субъекта, об антропологической катастрофе. Каким образом она может произойти? Как говорит Наталья Ростова «тихо, он уже и не заметит того, что его нет». Что останется после субъекта? Постчеловеческий объект. Может ли техника стать причиной уничтожения человека как онтологического объекта? Да, человек накопил достаточно технического для техногенной катастрофы. Каковы сценарии? Во-первых, катастрофа экологическая с вымиранием человека. Во-вторых, ядерная, с вымиранием живых существ на Земле. Является ли техника основной причиной конца человека? Да. Из чего я исхожу? Из того, что природный апокалипсис, который мог бы привести к уничтожению человека как онтологического субъекта, не наблюдается миллионы лет. Он может не произойти и в последующий миллион. Техно апокалипсис же способен произойти в ближайшие годы или десятилетия. Почему? Хайдеггер уже 70 лет назад бил в колокола, говоря, что «человек не контролирует развитие технического. Техника, развитие которой ускоряется с каждым десятилетием, завладела человеком» (4). Техногенная катастрофа может произойти раньше или одновременно с антропогенной. Что нам остается? Кто может спасти человека? Лучше чем немецкий мыслитель я не скажу, его словами я и хочу завершить свой доклад: «Только Бог еще может нас спасти. Нам остается единственная возможность: в мышлении и поэзии подготовить готовность к явлению Бога или же к отсутствию Бога и гибели; к тому, чтобы перед лицом отсутствующего Бога мы погибли». (2, 233-253)