ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Обычно историки техники изучают отрасль в целом. В трудах Радцига, Шухардина, Шаврова, зарубежных историков техники фиксируется быстрый прогресс в каждой из отраслей с последующим выходом на плато – так называемые S-образные фигуры развития. Совокупность изучаемых технических объектов определяется или на основе физико-химических процессов (плавка металла), или на основе описания областей их применения (транспортировка грузов и пассажиров по воздуху), или на основе выделения научно-конструкторских школ. При этом не учитывается, что изменялись потребности, которые удовлетворяют технические устройства. Так, отопление частного дома и отопление квартала или города – это разные задачи. В результате оказалась замаскированной другая закономерность в истории техники: после достижения уровня, удовлетворяющего пользователей, качественные и количественные (а часто – и ценовые) параметры технического изделия практически перестают изменяться. Лопата остаётся лопатой и в век шагающих экскаваторов. Могут улучшаться (или нет) эргономические показатели, безопасность изделия, но не его основные характеристики. В истории авиации эта закономерность видна в развитии самолётов общего назначения.