![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
С точки зрения К.Г. Юнга, нуминозное переживание обусловлено опасными и разрушительными для сознания бессознательными импульсами. Психотерапевтический процесс предполагает не избавление, а понимание, т.е. принятие и осмысление, бессознательных содержаний психики. Механизм психотерапии представляет собой создание контролируемого пространства, и заключение в его рамках бессознательных импульсов. Такое пространство в глубинной психологии рассматривается как "теменос" - архетипический образ, символизирующий начало психотерапевтического процесса - фиксацию "нуминозной зоны" психики и создание интимного пространства взаимодействия между аналитиком и пациентом. В религиоведении теменос понимается как священный локус, топос или святилище, в котором одновременно заключено и доступно для взаимодействия священное. Наш основной тезис сводится к тому, что на психологическом уровне взаимодействие с сакральным пространством (в форме святилищ и ритуальных монументов) заключает в себе механизм психотерапевтического процесса. В обосновании этого тезиса мы опираемся на функциональную теорию архитектуры М.Р. Савченко: функция любого архитектурного сооружения заключается в компенсации односторонности и ограниченности опосредующих архитектуру систем через инверсию доминантных или типологических свойств. В нашем случае, опосредующей системой является психика человека. Доминантным свойством психики, с точки зрения психоанализа, может быть та или иная сознательная установка, в частности, экстравертная или интровертная. Архитектурное сооружение инвертирует доминантную установку посредством переноса: оно автоматически одушевляется, проявляя свойства экстраверсии или интроверсии (два режима функционирования теменоса). В обоих случаях, сакральное пространство воспринимается как граница, но человеку с интровертивной сознательной установкой оно будет указывать на вход или выход, на преодоление границ, оно будет проявлять магнетические свойства (misterium fascinans), а человеком с экстравертивной – наоборот, восприниматься как препятствие, преграда, отталкивающая и пугающая (misterium tremendum). Ритуальное взаимодействие с сакральным пространством представляет собой взаимодействие с собственной бессознательной установкой, ее принятие и усвоение – в сущности, это индивидуация. Ритуальные монументы, таким образом, способствуют выполнению религией ее психотерапевтической функции – психо-апотропеической и психо-катартической.