![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Статья посвящена вопросам использования сравнения в научных работах по педагогике и методике преподавания русского языка как иностранного. Методы исследования – обобщение и систематизация данных, отраженных в научной литературе. Авторы рассматривают сравнение как центральную процедуру исследований в области сравнительной педагогики. Описываются два общих правила сравнения, а также операции, которые осуществляются в ходе сравнительного исследования. В качестве примера приводится описание сравнения русской и китайской учебных программ по русскому языку, по которым обучают китайских студентов. Делаются выводы о методической значимости этой исследовательской процедуры. Сравнение рассматривается как основа процесса оптимизации обучения. Опираясь на труды Ю.К. Бабанского, авторы понимают под оптимизацией обучения сравнение различных вариантов обучения и выбор наилучшего из них. Сравнение используется и как метод обучения иностранному языку. В России первые сведения о сравнительном методе связаны с преподаванием немецкого языка в XVIII в. С XIX в. этот метод применяется при обучении близкородственным языкам, например, русскому языку учащихся-славян (В.И. Срезневский). В ХХ в. сравнение становится основной процедурой сознательно сопоставительного метода обучения (И.В. Рахманов) и методики национально-языковой ориентации (В.Н. Вагнер). Таким образом, сравнение оказывается одной из базовых процедур в педагогике и методике преподавания русского языка как иностранного. Оно используется как в научных исследованиях, так и в процессе обучения.