ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Кинокогнитивизм – направление в современной кинотеории, стремящееся с помощью данных когнитивной психологии и смежных дисциплин разобраться в природе кинематографа. По сути дела, это единственная после краха киносемиотического проекта попытка построения системной теории кино, хотя и не добившаяся на данный момент фундаментальных результатов. Кинокогнитивизм основан на мощной традиции: ему предшествовало множество психологически ориентированных работ в классической кинотеории, начиная с Хуго Мюнстерберга – вообще первого серьёзного теоретика кино. Таким образом, доклад «Кинокогнитивизм и отечественная кинотеория» распадается на две части: посвящённую предыстории кинокогнитивизма историческую, и современную, рассматривающую положение дел в данной области киноведения. В первой части доклада будет прослежена предыстория кинокогнитивизма и его появление – от Мюнстерберга до выхода когнитивного номера журнала Iris (№9, Spring 1989) и основания в 1997 году SCSMI (Society for Cognitive Studies of the Moving Image). Особо будет отмечена роль отечественных исследователей – как прекрасно известных и признанных на Западе Сергея Эйзенштейна и Юрия Цивьяна, так и остающихся неизвестными западным коллегам Николая Жинкина и Владимира Соколова. Вторая часть представляет собой краткий обзор полученных коллегами по SCSMI результатов, представленных на нескольких последних ежегодных конференциях Общества.