![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Категории пространства и времени нередко становились предметом философского анализа во всем мире. Однако научные открытия ХХ инициировали новый интерес к вопросам природы континуума. В частности, публикация двух теорий относительности А. Эйнштейна задала новый вектор осмысления пространства и времени. Существовавший спор между реляционным и субстанциальным пониманием данных категорий был во многом разрешен. Пространство и время предстали перед мировой философией как отношения между вещами и событиями, а не абсолютные их вместилища. Тенденция осмысления категорий пространства и времени перешла и в Россию. Уже в ближайшее время после публикации идеи А. Эйнштейна получили самые разные отклики среди отечественных мыслителей и деятелей культуры. В философских работах, написанных в России, была особенно сильна «пространственная» составляющая – категории пространства и времени занимали особое место. Однако, если интерес к вопросам континуума был инициирован преимущественно внешним источником в лице мировой науки, то содержательная часть философского анализа была связана с рядом особенностей философии в России, благодаря чему обрела самобытную форму. В первую очередь, на специфике понимания континуума оставил отпечаток синкретичный характер русской философии. Истоки философского синкретизма уходят глубоко в историю развития культуры и связаны с объединением различных методов познания. Так, в работах П.А. Флоренского «Обратная перспектива» и «Мнимости в геометрии» используются довольно разные системы знаний. Вопросы из сферы богословия и искусства находят свое развитие с помощь методов математики. Еще одна черта данного анализа, перешедшая из культуры – антропологизм. Развиваясь в тесной связи с богословской традицией, идеалистическая философия в России приписывала значительную роль отдельно взятой личности. Данная специфика находит свое отражение и в философии пространства и времени. В понятиях «хронтоп» и «кругозор» М.М. Бахтина категории пространства и времени тесно связаны с человеком. Таким образом, философия пространства и времени в России во многом отличается от европейской, которая сосредоточена на эпистемологических особенностях изучения континуума. Из данных отличий следует ряд преимуществ, но не стоит и забывать и о ее недостатках. Главный из которых – неизученность многих идей русских мыслителей в контексте проблемы континуума.