ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Христианский физикализм – позиция в современной аналитической теологии. Историческими предпосылками её возникновения послужили два события 1978 года: образование Общества христианских философов, которое объединило под своим крылом всех философов, желавших обсуждать классические проблемы христианского богословия с применением стандартной методологии аналитической философии, и выход в свет статьи Питера ван Инвагена «Возможность воскресения», представившей попытку материалистического объяснения христианского догмата о всеобщем воскресении мертвых и ставшей образцом для последующих публикаций по новой дисциплине. В разное время на статью ван Инвагена откликались Дин Циммерман, Лин Бейкер и Трентон Меррикс, также предложившие собственные материалистические подходы к решению данной проблемы. Христианский физикализм представим в виде конъюнкции двух тезисов: (i) Бог существует в христианском смысле & (ii) «Нет такого ментального феномена, объяснение которого требовало бы обращения к нефизическим субстанциям». Таким образом, христианский физикализм фактически объединяет христианский теизм с физикализмом по проблеме сознание-тело – позицией, которая противоположна субстанциальному дуализму, постулирующему, что все ментальные свойства инстанциируемы ментальной субстанцией (душой), чье существование не зависит от существования физической субстанции (тела) и его нейронных процессов. Тем не менее, «легализация» теологического дискурса в рамках аналитической традиции дала зеленый свет не только тем, кто пытался совмещать свою христианскую веру с материализмом, но и тем, кто отстаивал более традиционный для христианского богословия дуалистический взгляд на природу человека. Кульминацией разгоревшейся полемики стало издание в 2017 году сборника статей «Христианский физикализм? Философскотеологическая критика» под редакцией Р. Кейта Лофтина и Джошуа Р. Фарриса, поставившего под вопрос совместимость христианского физикализма с отдельными положениями христианской догматики. В своём докладе я рассмотрю наиболее убедительные доводы против христианского физикализма, выдвинутые авторами настоящего сборника, и, будучи сам христианским физикалистом, попытаюсь их опровергнуть.