ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В ранних поэмах Маяковского выражена рефлексия поэта на основы бытия.Особое место занимает вопрос об отношении с Богом. При этом герой максималист. Петросов в статье «Земля и небо в поэме Маяковского “Человек”» указывает на«обобщенный образ человека как олицетворение его лучших родовых свойств».Но, на наш взгляд, герой поэмы, судя по автохарактеристикам, весь «сплошная невидаль», «огромное, необъяснимое чудо», его руки – «пятилучия», он с «драгоценнейшим умом», «прекрасным красным языком», «необычайнейшим комком сердца».Таким образом, ему присущи не столько «лучшие родовые свойства», сколько нарциссизм. Композиция поэмы отчасти ориентирована на евангельский сюжет («Рождество Маяковского», «Жизнь Маяковского», «Страсти Маяковского», «Вознесение Маяковского»), отчасти представляет собой новую мистическую историю («Маяковский в небе», «Возвращение Маяковского», «Маяковский векам», «Последнее»). жизнь на Земле через тысячи или миллионы лет противоположна представлениям поэта об идеальном городе – иллюминированном пространстве, населённом всем довольными людьми. События развиваются в трех пространствах. Это рай, космос, город. Если ранее поэт предпочел раю Землю, то теперь он решает вернуться в бездну и там отыскать возлюбленную. Сквозной в ранних поэмах Маяковского антропоцентризм в поэме «Человек» созвучен космоцентризму. Возможно, в таком финале поэмы есть отклик Маяковского на идею Николая Фёдорова о расселении умерших и воскресших в космосе.