ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Традиционное понимание авторитетной позиции, исходящей от политика, общественного деятеля, ученого или любого другого компетентного специалиста в конкретной области в современном медиапространстве утрачивает своё значение. Напротив, к числу лидеров общественного мнения в современном медийном информационном пространстве относятся представители самых различных сфер деятельности и профессий. Стоит, отдельно упомянуть и активных представителей блогосферы, по сути, имеющих доступ к информационно-коммуникативному пространству и нередко внушительное число подписанных на них пользователей. В понятиях современного информационного общества каждый из них имеет значительный коммуникационный потенциал. Однако здесь возникает вопрос о моральном праве во всеуслышанье заявлять некомпетентное мнение (например, по острым политическим вопросам) и ответственности подобные действия. В широком смысле вопрос этот связан о необходимости введения контроля над медиапространством. Разделение общественного мнения по поводу проведения специальной операции начатой Российской Федерацией в марте 2022 года не могло сразу же не отразится в информационном пространстве. В множестве высказанных оценок в поддержку и против решительных действий российского правительства наиболее ярко прозвучали и продолжают звучать позиции, так называемых, лидеров общественного мнения. В модели П. Лазарсфельда, лидеры общественного мнения выступают в качестве своеобразного фильтра перед тем, как уже проинтерпретированная ими информация в виде оценочных мнений и суждений попадет к тем группам населения, для которых их мнение является авторитетным и важным . Информация из СМИ, по мнению П. Лазарсфельда, не попадает напрямую в общественное сознание, а преломляется через уровень лидеров общественного мнения . Однако имея ввиду современное информационное общество возникают как минимум два вопроса. Кого можно считать лидером общественного мнения? Какого их влияние на аудиторию в медиапространстве? Думается, что одной из актуальных политических задач в современном российском медиапространстве выступает выявление лидеров общественного мнения и, в том числе, определение критериев лидерства. Рейтинг инфлюенсеров (лидеров ОМ) проводимый, например, агенством Romir ежеквартально обновляется и позволяет наблюдать динамику изменения общественных предпочтений. Методология проведения исследования и составления рейтинга в общих чертах представлена на сайте агенства . Очевидно, что выявление лидеров общественного мнения в медийном пространстве требует использования соответствующих подходов. Но справедливо сказать, что те из них, которые сегодня применяются в различного рода исследованиях видятся не вполне объективными. В частности, индикатором популярности в современных социальных сетях принято считать «количество подписчиков», «количество просмотров/лайков и дизлайков», «количество комментариев» и т.д. Однако, отражение этими индикаторами действительного восприятия пользователем самого автора или его отношения к какой-либо проблеме не больше, чем фикция. Совершенно очевидно, впрочем, что более глубокий дискурс анализ даже отдельно взятых публикаций – слишком затратное на сегодняшний день мероприятие. Современное положение требует усовершенствования методологии оценивания общественного мнения в медийном пространстве.