![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Произведения аудиовизуальных СМИ относятся к числу мультимедийных объектов социальной коммуникации, интегральное изучение которых возможно исключительно в плюридисциплинарных и междисциплинарных парадигмах. Очевидно, что в фокусе внимания медиалингвистики находится вербальный компонент аудиовизуальных произведений, представленный главным образом в форме аудиоряда и традиционно рассматриваемый как звучащий текст. В то же время, полноценное лингвистическое описание аудиовизуального медиаконтента вряд ли возможно без учета факторов влияния знаковых систем, отличных от семиозиса естественного языка, поскольку сам исследуемый объект являет собой сложный поликодовый и многоканальный конструкт, глобальный смысл которого возникает в результате синергетического взаимодействия гетерогенных в семиотическом отношении составляющих. Синергия вербальных и неверебальных компонентов в аудиовизуальном медиатексте носит, по всей вероятности, комбинаторно-компенсаторный характер. Цель настоящего исследования – изучение некоторых рецептивных аспектов структурной организации аудиовизуальных медиатекстов, т.е. расширение научных представлений о структуре материалов аудиовизуальных СМИ с позиций реципиентов. При этом одной из ключевых операций по когнитивной обработке информации, поступающей по разным каналам, признается перцептивная сегментация видео-вербального потока. В ходе исследования изучался сегментирующий потенциал предложения как единицы вербального аудиоряда медиапроизведений, воспринимаемого в услових изолированной мономодальной (слуховой) рецепции, и как единицы целостного аудиовизуального медиатекста в условиях естественного бимодального (зрительно-слухового) восприятия. Эксперимент проводился с привлечением методов аудиторского и визуально-аудиторского анализа, а также метода ретроспективной рефлексии (think aloud). В экспериментальных условиях мономодального восприятия предложение как базовая речеязыковая единица, способная нести актуальный смысл сообщения, показывает достаточно высокую степень идентификации, которая, впрочем, несколько варьируется в зависимости от вида медиажанра. Вместе с тем, при бимодальном восприятии аудиовизуальных медиапроизведений, предложение не обладает достаточным сегментирующим потенциалом, уступая в этом отношении текстовым единицам иного порядка, границы которых маркированы не только лингвистическими и паралингвистическими, но и видеографическими событиями.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
2. | IMG_20230309_120533.jpg | IMG_20230309_120533.jpg | 5,6 МБ | 22 мая 2023 [AKalinine] | |
3. | Kalinin_tezisyi_Krasnodar_2023.docx | Kalinin_tezisyi_Krasnodar_2023.docx | 14,3 КБ | 22 мая 2023 [AKalinine] |