![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В докладе будет рассмотрена проблема взаимосвязи этнической идентичности и ритуальной культуры современного марийского населения нескольких регионов их компактного проживания (Республика Марий Эл, Республика Башкортостан, Кировская область). На основе полевых материалов автор исследует взаимосвязь этничности с конфессиональной принадлежностью в контексте ритуальной культуры условно некрещеных марийцев. В последние десятилетия отмечается тенденция к ревитализации марийской традиционной религии (МТР, чимарий вера), что находит выражение в регулярных религиозных обрядах: проведении коллективных молений (марий кумалтыш), конструировании и воссоздании сакрального ландшафта. Современные обряды, репрезентируемые как “традиционные” или “языческие” выражают не только конфессиональное самосознание современного марийского населения, но и являются маркером его национальной, этнической идентичности (В.А. Шнирельман, Р.В. Шиженский, M. Strmiska), а священные локусы (рощи, камни, горы) выступают в качестве мест исторической и культурной памяти (Н.М. Теребихин, Е.А.Окладникова, K. Knott). В связи с обозначенной тенденцией интересно проследить, как носителями традиции осознаются явления религиозного синкретизма в ритуалах (M. York), то есть влияние на обрядность МТР мировых религий, а также восприятие “аутентичности” национальной марийской религии. В фокусе внимания – отношение носителей традиции к возможности совмещения различных религиозных культур в культовых практиках (двоеверие, марла вера – Н.С. Попов, Т. Алыбина), а также к концепту “языческого ритуала” как одной из основ этнического самосознания
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|