![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Как разместить фактически производящиеся в последние 20-30 лет философские проблематизации иммунитета (Слотердайк, Эспозито, Харауэй, Таубер, Прадо, Ньюклеус, Браун и др.) в пространстве современного знания? В имеющихся на сегодняшний день философских и критических исследованиях иммунитета невозможно обнаружить — по меньшей мере, эксплицитно — постановку вопроса о возможной связи между темой иммунитета и трансцендентальной проблематикой. Между тем именно возникновение последней — причем в горизонте проблематизации не только знания, но и бытия — помечает порог современной эпистемической ситуации. Отсюда идея: попытаться обнаружить историческую почву современного иммунитарного мышления в той онтоэпистемической конфигурации, в которой впервые могла возникнуть возможность трансцендентальной рефлексии. Однако такая попытка раскопать “археологические” основания философских проблематизаций иммунитета требует переосмысления самой проблемы трансцендентального, а именно, смещения ее горизонта от эпистемического к историко-онтологическому. Такое смещение выполняется в два этапа: во-первых, сперва в границах самого эпистемического горизонта, как смещение от философии (в частности, от (пост)кантианского типа проблематизации, связанного с темой трансцендентальной субъективности) к более широкой эпистемической конфигурации (шаг, сделанный Фуко в “Словах и вещах”); во-вторых, от эпистемы к “исторической онтологии” (условно, от раннего Фуко к позднему через Хайдеггера и Мерло-Понти). Абсолютная экстериорность бытия по отношению к обусловленному им представлению, задающая проблему трансцендентального на эпистемическом уровне (как проблему обоснования знания), на более глубоком уровне исторической онтологии выражает высвобождение “сил внешнего”, а именно — жизни, желания и языка, из “оболочки” символической репрезентации (симптом этого события — Французская революция). Отношения этих “сил” связываются — в двойном смысле синтеза и подчинения — в пространстве внутренне соотнесенных диспозитивов биополитики, либерализма и суверенности, формируя исторически определенные возможности и императивы субъективации. Это множество силовых отношений и соответствующих форм субъективности составляет иммунитарный диспозитив, выражающий следующую проблему — одновременно философскую и порожденную самим движением истории: как возможен опыт Внешнего? Так заданный иммунитарный диспозитив является коррелятом, основанием и условием возможности философии иммунитета как “трансцендентальной дисциплины”.