![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Аннотация В данной статье рассматриваются такие современные философские течения как трансгуманизм и постгуманизм. Центральным вопросом этих концепций является «что такое Постчеловек?». XXI-ый век ознаменован противоречивым пониманием роли и статуса человека. С одной стороны, вслед за пониманием наступления новой геологической эпохи Антропоцена приходит некоторое отторжение фигуры Anthropos. С другой стороны, происходит концентрация понимания гегемонии человека над всем окружающим миром: человечество не только начало покорение Космоса, изобрело ядерное оружие, совершило множество поразительных открытий, но и переключило фокус своего внимания на самого себя, точнее, свое «обожествление». В то же время такие категории агентности как историчность, социальность, субъектность больше не столь антропоцентричны. Рефлексия на тему человека и его будущего помещает в пространство философских концепций, работающих с человеческим, технологическим, химерическим. Очень часто можно встретить синонимичное понимания трансгуманизма и постгуманизма. Ввиду того, что эти философские направления работают с современными конструктами, они используют схожую терминологию, однако, понимают ее принципиально по-разному. Развертываемый дискурс трансгуманизма отсылает к картезианскому противопоставлению души и тела. Несмотря на сакрализацию технологического и стремления очищения постчеловеческого от таких, казалось бы, постоянных атрибутов человеческого как старение и смерть, трансгуманизм во многом продолжает идеи эпохи Просвещения. Постгуманизм оказывается в пространстве пересмотра статуса субъекта, который становится номадическим, а значит, включает в себя, помимо дигитального, химерическое и не-человеческое. Тем самым, нарушается главная максима гуманизма о человеке как наивысшей ценности, человек перестает быть «мерой всех вещей». Задачей данной работы является попытка прояснить некоторые сходства и различия этих концепций. Трансгуманизм и постгуманизм реализуют совершенно разные подходы к пониманию постчеловека. Трансгуманизм, продолждает ницшеанскую линию, и реинкорнирует понятие Сверхчеловека с поправкой на необходимость технологических расширений. Постгуманизм же, отталкиваясь от основных опорных пунктов (пост-антропоцентризм, пост-дуализм, пост-гуманизм, пост-иммортализм), демонстрирует иное видение постчеловеческого, с необходимостью включающее не-человеческое (иначе, пост(не)человеческое). Проект постчеловека трансгуманистов может свершиться только в будущем, постчеловек постгуманистов творится и расщепляется здесь и сейчас, везде и нигде, в прошлом и настоящем. Целью нашего исследования является показать как сильные, так и слабые стороны данных подходов, а также возможность и невозможность применения их на практике.