ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Проблема переживания давно волнует отечественную философскую антропологию. Однако терминологически слову переживание (которое считалось квазитермином) предпочитались такие слова, как, например, мышление, эмоция, вследствие чего переживание не могло быть осмыслено как особое состояние сознания и не существовало как особая категория, позволяющая понять в человеке специфику связи его сознания с внешним миром, а также и со своим собственным, что имеет особое значение для исследования истоков творческой активности человека и ее продуктивности, что теперь названо именем креативность. В. Дильтей (1833-1911) определяет переживание в первую очередь как процесс «непосредственного внутреннего схватывания явления» (Erleben). Помимо переживания-процесса естественно выделяется его причина – это предмет переживания (Erlebte) и переживание-результат, содержание переживания как пережитое (Erlebten). Отдельно выделяется переживание как предмет рефлЕксии над содержанием (Erlebnis), отделенным во времени от акта переживания и продуцирующим «корреляты содержания переживания» (Erlebten). Предметом лингво-философского осмысления становится не то, как субъект познает возможный объект, а то, каковы эти объекты сами "по себе" и как их бытие связано с бытием самого человека.