ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В докладе рассматривается проблема реализации синтеза искусств в архитектуре сооружения, масштаб которого не только в объемной композиции, но и в большей части интерьеров ориентирован не на человека, но на автомобиль — станции технического обслуживания автомобилей в районе Варшавского шоссе. Хотя современное осмысление советской архитектуры периода 1960—1980-х гг. находится в зачаточном состоянии, именно творчество архитектора Л.Н. Павлова привлекает относительно большое число исследователей: существует монография «Леонид Павлов», глава которой посвящена архитектуре рассматриваемого в докладе сооружения, и в ней приводится большое число чертежей и эскизов к проекту, также ему посвящена статья в путеводителе по архитектуре советского модернизма Москвы. Что же касается монументального оформления станции, то и в советских периодических изданиях, и в современных статьях, составляющие его произведения рассматриваются не в комплексе с архитектурой или друг с другом, а изымаются из этого контекста. Основываясь на публикациях в советской периодике, а также персональных монографиях, альбомах и каталогах выставок художников, удалось собрать много сведений не только о выполненных в натуре, но и оставшихся в эскизах монументальных работах. В тех же журналах были найдены высказывания участвовавших в оформлении станции художников на тему синтеза искусств в целом, а представленную там точку зрения архитектора Л.Н. Павлова дополняют его теоретические тексты об архитектуре. Важным источником явились проведенные автором натурные исследования. К этому комплексу источников важно добавить интервью, взятое автором у одной из художниц, работавшей в интерьерах станции. Посредством описания и анализа всех монументальных работ в комплексе с архитектурой делаются выводы о путях синтеза, по которым шли разные группы художников, общности их направленностей, а также о соответствии этих путей декларируемым ими принципам и видению архитектора. Взгляд на данный проект Л.Н. Павлова с точки зрения его монументального убранства сам по себе является новым, при этом он видится важным в свете того, что другие работы архитектора: здание ЦЭМИ АН СССР и станция метро «Нагатинская» — в советской периодике приводились в качестве одних из наиболее ярких примеров синтеза искусств в архитектуре, и сегодня рассматриваются многими исследователями именно под этим углом. В ходе исследования были собраны разрозненные сведения о реализованных и разрабатывавшихся для станции произведениях монументального искусства, в результате чего большая их часть оказалась атрибутирована. Тем не менее, в ходе натурных исследований, сопровождавшихся фотофиксацией были обнаружены не публиковавшиеся в советские годы работы, авторов которых установить не вышло. Тем не менее они были проанализированы наряду с другими работами, так как часть из них представляет несомненную художественную ценность. В результате автор пришел к выводу о том, что, во-первых, реализованное монументальное оформление станции нельзя в полной мере назвать комплексом: это разрозненные и изолированные друг от друга произведения, не имеющие общей направленности. Это связывается с тем фактом, что художники приглашались архитектором Л.Н. Павловым для оформления конкретно отведенного им помещения или фасада и не взаимодействовали между собой. Во-вторых, пути синтеза, избранные ими, в большинстве случаев оказались противоречащими как их собственным ценностям, так и видению архитектора.