ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Приводятся результаты экспериментальных исследований дуговых разрядов и сформированных с их помощью движущихся плазменных сгустков. Подобные сгустки могут образовываться, например, как в рельсовых системах, так и компактном коаксиальном плазмотроне с элементами капиллярного разряда. Одной из областей приложения таких плазменных струй может быть электроразрядное инициирование детонации, например, посредством инжекции плазменных струй в детонационный объём. Полученная в экспериментах на модельном компактном инжекторе плазменная струя дозвуковая. Эксперименты проведены в воздушной среде атмосферного давления. Создаваемая на опытном образце импульсного инжектора плазма имеет следующие параметры: диаметр выходного сопла – 8 мм; толщина анодной стенки канала – до 4 мм; диаметр струи – до 10 мм; температура – 5-12 кК; скорость потока плазмы, оцененная по скорости частиц-маркеров, – порядка 200 м/с; отношение длины плазменной струи к её диаметру – более 17. КПД генератора плазмы 30%; Вложенная в струю мощность W 20-24 кВт (50-60 В, 400 А). Для экспериментального моделирования движущихся плазменных сгустков применена схема рельсотрона. Инициирование дуги осуществлялось взрывом проволочек. Для стабилизации движения дуговой плазмы (не ограниченной боковыми стенками) по рельсам накладывалось внешнее магнитное поле. Оно создавалось протекающими по шинам токами, параллельными току дуги. Токи шин рельсотрона и витков подмагничивания (до 350 А) питались от независимых источников. В конструкциях применялись медные и графитовые электроды. Высота канала ускорителя дуг от зоны инициирования до зоны их вылета изменялась линейно от 4 до 7 мм. Проводилась регистрация сигналов токов и напряжений с помощью АЦП E 20-10, оснащенной пакетом PowerGraphs, и видеорегистрация движения дуги камерой CASIO EX-F1. Эксперименты без наложения внешнего магнитного поля показали, что по рельсам движение свободной дуги нестабильно: старт дуги замедлен, эрозия электродов значительна, токовый канал часто уходит на боковые поверхности рельсов. Показано, что управление внешним магнитным полем направленно движущейся дуги позволяет существенно (на два порядка) увеличить скорость ее перемещения, которая неплохо согласуется с расчетными данными по нуль-мерной нестационарной модели. При инициировании разряда в поле силы тяжести путем размыкания первоначально соприкасающихся электродов с высоким тепловым сопротивлением теоретически и экспериментально показана возможность образования многоканальных режимов протекания тока не только в узких зазорах, но (при наличии аксиального внешнего магнитного поля) и в достаточно протяженных (порядка нескольких десятков мм) промежутках.