ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Для успешной реализации 4-й индустриализации необходимо использование элементов рыночного механизма в сочетании с государственным программированием, а в случае резкого ухудшения международной ситуации и возможности возникновения войн - мобилизационной экономикой. Для чего, на наш взгляд, целесообразно: I. Провести тотальную, хладнокровную, безжалостную и объективную ревизию всех наших политических, военных и экономических, научных, технических и технологических и иных проблем, достижений, узких мест и расположить их в порядке значимости, очередности и опасно-сти завала (что-то и где-то придется временно «подпереть» до лучших времен), ибо ясно, что все проблемы разом мы не решим. Это надо честно, открыто, на понятном и популярном языке рассказывать народу и пропагандировать! Отсюда автоматически вытекают альтернативные варианты развития экономики! С учетом экзогенных переменных (внешних, независимых от РФ, например, цены на экспортные виды сырье и их объемы; мировые экономические кризисы, войны, возможные экономические блокады и т. д.) возникает опять также альтернативные варианты развития экономики (пессимистический, средний и оптимистический). II. Отчетной, ориентировочной базой для экономических расчетов РФ необходимо взять 1988 г., как в свое время в СССР был взят 1913 г., т.к. он наилучший год по объемам ВОП, произведенного НД, объема промышленной продукции, капитальных вложений и т.д. за 1985-2003 гг. III. Государственное программирование (ГП): ГП экономики - сведение воедино различных рычагов регулирования экономики для средне-срочных и долгосрочных целей. Экономическое программирование в России должно быть индикативным, т.е. частным и иным производителям не директируется производство определенного количества какого-либо товара, а планирующие органы (аналог министерства внешней торговли и промышленности Японии) остаются в стороне от производственной деятельности, которую план имеет целью координи-ровать. Планы - это базовые ориентиры для частного и иных видов собственников производства и на-ционального развития в целом. Цель индикативного программирования заключается в формировании представлений о будущей экономической структуре и ведущих направлениях развития, с тем чтобы: Ориентировать частный и иные сектора; обеспечить основу для правительственного контроля за экономикой; зафиксировать сферы, где наличие острых проблем требует более активного государственного вмешательства и установит характер и масштабы этого участия. Наиболее важным звеном в системе ГП является среднесрочные ГП. По содержанию в государственном плане можно выделить основные части: Намечается гене-ральная линия экономического и социального развития в виде общих целей, а также форми-руются главные направления и характер мер экономической политики. В процессе разработки плана с помощью эконометрических моделей получают количественные показатели, реализация которых должна обеспечить намеченную качественную линию развития; содержится программа государственных потребительских и инвестиционных расходов с разбивкой их по отраслям и подотраслям экономики, и основным категориям сооружений общественного назначения. Фактически это единственные области, где имеется более или менее подробная программа действий. На первых порах, разработка постоянного, непрерывного краткосрочного прогноза экономики (в месячном - на 12 месяцев вперед; с ежемесячной корректировкой и квартальном разрезах). Прогноз в разрезе отраслей, подотраслей, воспроизводства и распределения трудовых, финансовых и материальных ресурсов; экологических, демографических и социальных проблем; образования (среднего и высшего, общего и специального); частного, государственного и муници-пального жилищного строительства; личного дохода (общего и чистого); прямых и косвенных налогов (всех физических и юридических лиц и на всех уровнях); государственного долга (внутреннего и внешнего); торгового и платежного баланса; развития регионов России; мировой экономики и рынка, экспорта и импорта основных товаров и услуг в (из) ведущих промышленно развитых стран и в целом; Н-ТП. Прогноз развития экономики, как необходимый, составной элемент ГП развития экономики. Разработка раз в 5 лет (в начале каждой пятилетки) МОБ производства продукции размером не менее 110-110 в конечных ценах потребления (размер не должен быть простым числом; желательно, чтобы он был кратен 2 или 3 - это требование вытекает из матема-тических и технических, в т.ч. программных требований). Модифицированный метод RAS на основе эконометрической модели позволяет МОБ с i-го года переводить на (i+1)-й год (эта тема отдельной большой, развернутой экономико-математической статьи); В дальнейшем разработка альтернативных среднесрочных (1-5 лет) и долгосрочных (5-20 лет) прогнозов и программ с ежегодной корректировкой. Проведение продуманной, разумной, постепенной демонополизации экономики и постоянный, действенный контроль за деятельностью оставшихся монополий. Создание и функционирование действенного антимонопольного законодательства. Само существование монополий, практически во всех отраслях, уже требует ГП. Необходимость придерживаться политики выделения стратегически важных отраслей, которые получали бы специальную правительственную помощь в виде беспошлинного импорта оборудования, практика ускоренной амортизации, займов от государственных банков, налоговых льгот, квот на сырье и т. д. Необходимость поддержки со стороны государства предпринимателей, которые будут ориентироваться в своей деятельности на правительственные наметки через бюджетные ассигнования и субсидии, кредитно-денежную политику, защиту от иностранных конкурентов, образование антидепрессионных, рационализационных и экспортных картелей, налоговых льгот и т.д. При президенте РФ или же при премьер-министре создать консультативный орган - Эконо-мический совет. Все его члены должны назначаться президентом РФ (премьер-министром) из числа крупных бизнесменов и видных экономистов, работающих на пересечений высокой теории и высокой практики. Экономический совет в действительности должен формулировать основные макроэкономические показатели. При разработке механизма ГП использовать положительный опыт Японии с 1945 по 1980 г. По своему менталитету российский народ в своей основе является восточным народом, да и сложные, большие, политически и социально болезненные проблемы, стоящие перед страной не решит одними рыночными методами. IV. Государственные доходы: Ликвидация основного массива налоговых льгот; повысить налоговые ставки на ряд хозяйственных операций (на финансовые операции, доходы от акций, сделки с золотом, конвертируемой валютой, банковскими депозитами, включая на сберегательные счета); увеличить налоги с доходов от биржевых операций; составление кадастра имущества федерального правительства. Наведение порядка с использованием государственного имущества; увеличение налога на частную недвижную собственность, превышающую средние размеры, характерные для отдельных регионов РФ. Доведение ставок налога до 60-80% уровней, принятых в ведущих странах (США, Великобритания, Франция, ФРГ, Италия, Япония); в случае обострения международных отношений проведение принудительных дифференцируемых государственных займов как для физических лиц, так и для юридических лиц для резкого увеличения объема Фонда индустриализации. V. Промышленность: Оказание помощи отдельным отечественным отраслям, подотраслям в создании максимально технологически замкнутых линий, независимых от Украины, Казахстана и других стран ближнего зарубежья, за счет создания новой производственной кооперации, как внутри РФ, так и между РФ и Белоруссией; Белоруссия должна играть по правилам игры, установленным РФ; оказание помощи в создании, росте промышленно-финансовых групп (корпораций), как будущих флагманов отечественной индустрии. Определение отраслей и подотраслей, экономически оправданных их размеров, специализации (по вертикали и горизонтали; подетальная, узловая и т.д.), смешанной форм собственности. Возможность ведения там системы пожизненного найма, системы повышения заработной платы с выслугой лет, а главное - разделение профсоюзов по компаниям по примеру Японии. Помощь в создании механизма предот-вращения поглощения иностранными фирмами; запрещение владеть акциями своего конкурен-та; создание всех благоприятных условий для плавного перехода каждый раз к производству технически новых изделий и продуктов на собственной, национальной промышленной базе; организация анализа экспортных потенциалов отраслей и постепенного свертывания отраслей, приходящих в упадок или медленно растущих и неконкурентоспособных (через ГП); введение индивидуального налогообложения для перспективных производств; необходимо, чтобы, наконец-то, заработал рынок в полную силу в отдельных отраслях и на отдельных территориях. Т. е. должны работать такие элементы (институты) рынка, как разорение, а также принудительная рационализация для особо важных и ценных предприятий страны. Непонятно, почему, в условиях настоящего рынка, оптовый покупатель крупной партии определенной, фиксированной номенклатуры платил бы цену равную цене мелкого покупателя? (должны существовать несколько уровней цен в зависимости от объемов покупки). Институты разорения и принудительной рационализации заставят искать и находить внутренние резервы и вспомнить о нормах, нормативах, фондоотдаче, фондовооруженности труда, соотношении темпов роста производительности труда и реальной заработной платы и т.д. и т.п. Бесшабашное, тотальное, бездумное использование одних только рыночных методов «а-ля США» в управлении экономикой будет неминуемо грозить РФ массовыми, социальными волнениями и возможностью ее распада. Нельзя, например, применять в полную силу рыночные методы на Северном Кавказе и на Севере, ибо менталитет, тысячелетний образ жизни, психология народов, живущих в этих регионах несовместима ни с частной собственностью на землю, ни с выселением из квартир за неуплату квартплаты, ни массовыми отключеньями электроэнергии, ни с другими рыночными методами. VI. В отношении банков и инфляции: В силу того, что на Западе годовая % ставка на кредит (краткосрочный и долгосрочный) на конвертируемые валюты (доллар США, доллар Канады, марка Германии, фунт стерлингов Великобритании, франк Франции, франк Швейцарии, иена Японии, лира Италии и т. д.) не превышает 9,5%, а у российских коммерческих банков она больше 30% (чисто ростовщический), то необходимо установить дополнительный 80-100% федеральный налог, равный сумме за счет разницы между ставками российских коммерческих банков и средними мировыми на доллар США, например, за последние 6 месяцев. Никакого бегства капитала за рубеж не грозит, так как они там на Западе попадут в худшие условия. Это снизит инфляцию ВВП в РФ; Аналогично установить дополнительный 80-100% федеральный налог на кредит (краткосрочный и долгосрочный) в рублях, выдаваемый российскими коммерческими банками с учетом изменения курса Российского рубля к доллару США на срок выдачи кредита, т.е. инфляции и средней реальной рентабельности в целом по народному хозяйству РФ; ежемесячно публиковать уровень ожидаемой инфляции ВВП на следующий месяц, в соответствии с которым должна проводиться корректировка цен. Специальным решением СМ РФ должно быть оговорено также меры наказания частных предприятий за нарушение ценовой дисциплины, вплоть до тюремного заключения виновных и/или штрафы в размере их 20 месячного оклада. Месячный уровень ожидаемой инфляции ВВП должен быть связан со среднемесячным темпом роста Российского рубля к доллару США предыдущего месяца и другими факторами. Первоначальной целью является достижение приблизительно одинакового темпа роста; замораживания уровня заработной платы не должно быть, но осуществлять контроль через ожидаемую инфляцию ВВП (корректировка подобно цене 1 числа каждого месяца на основании ожидаемой инфляции). В случае если фактическая инфляция превышает запланированный уровень, работникам предоставляется право обговаривать с предпринимателями размер компенсаций, однако ее запрещено переносить на себестоимость продукции; пропагандировать такую меру, как брать кредиты в банках не сразу все, а дозами по месяцам (в начале) - в соответствии с календарным графиком производства по месяцам. Эта мера резко снижает сумму % за кредит (на 38-39%); налог на добавленную стоимость не распространять на суммы % за кредит (она является составной частью добавленной стоимости); создание юридических, экономических и финансовых условий для функционирования на внутреннем рынке в денежном обращении только российского рубля (вывод из обращения американского доллара и других иностранных конвертируемых валют); ужесточения контроля за экспортно-импортными операциями на всех уровнях и во всех звеньях экономики; прекращение определения курса рубля по отношению к иностранным валютам на базе доллара США и переход на более устойчивую, золотую основу, в соответствии с золотым содержанием рубля, как это было проведено в СССР (1950). VII. Все отрасли экономики: В РФ приняты колоссальное количество программ, планов на всех уровнях и во всех весях. Как они стыкуются по источникам и объемам финансирования, наличным производственным мощностям, запасам сырья, трудовым ресурсам и т. д. и т. п.? Не являются ли они просто «игрой» в программы для проформы? Средне- и долгосрочное планирование своей производственной деятельности обязаны зани-маться как все промышленно-финансовые группы, так и субъекты РФ и все они должны быть состыкованы по реальным источникам и объемам финансирования, наличным производственным мощностям, запасам сырья, трудовым ресурсам, уровням развития производственной и социальной инфраструктур и т.д. и т.п. Нахождение, изучение, обобщение и широкая пропаганда передового опыта работы во всех от-раслях народного хозяйства и во всех формах собственности (если выживает и процветает колхоз и/или совхоз, то не надо на это закрывать глаза, а тем более душить; необходимо хладнокровно и беспристрастно изучить все стороны его деятельности и найти изюминки. Подсчитать стоимостные и иные показатели плана удвоения ВВП в текущих ценах и в ценах 2000 г. Подписания соглашения с профсоюзами о временном запрете на забастовки и стачки в базовых отраслях и на всех видах транспорта на 10 лет. VIII. Во внешнеэкономической деятельности: Организация, регулирование и контроль за экономически оправданных закупками однотипных импортных технологий разными отечественными экономическими агентами и стимулирования обмена новшествами между отечественными крупными, средними и мелкими фирмами; разумное уменьшение импорта однотипной ино-странной продукции, ввиду, в противном случае, удушения отечественных производителей и превращения России в сырьевой придаток и источник дешевой неквалифицированной рабочей силы для промышленно развитых стран; селекционный контроль за импортом; развитие импортнозаменителей; анализ законов и иных актов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность, таких стран, как США, ФРГ, Япония, Франция, Италия, Республика Корея (Юж-ная Корея), Австралия; анализ реальных механизмов внешнеэкономической деятельности США, ФРГ, Японии, Франции, Италии, Республики Корея, Австралии за последние 10-20 лет. На основе вышеуказанных пп. разработка современных законов и иных актов, регламенти-рующих внешнеэкономическую деятельность, а также механизма внешнеэкономической дея-тельности, как части ГП. Необходимо состыковать общесоюзный классификатор товаров и услуг СССР с международными классификаторами товаров и услуг, например, с действующим в рамках ЕС, а также его расширить, ибо за 1985-2003 гг. появились товары на стыке традиционных отраслей. Разработать единый всероссийский реестр участников внешнеэкономической деятельности. Создание единого органа исполнительной федеральной власти РФ отслеживающего, контролирующего на соответствие российских технических и иных стандартов и требований международным и иностранным. Создание единого органа исполнительной федеральной власти РФ отвечающего за комплексное соответствие импортных товаров всем российским техническим и иным стандартами и требованиями. Создание всех условий для создания жесткой, «железной», честной конкуренции между отечественными экономическими агентами и иностранными инвесторами в каждом секторе экономики, добиваясь, чтобы в каждом из них оставалось постоянно несколько участников и их конечными целями, должны быть снижение издержек производства и обращения, повышение качества товаров и услуг и расширение потребительских свойств продукции. IX. В отношении стран СНГ: Прекращение субсидий странам СНГ, за исключением Белоруссии и Армении, ибо все остальные соседи хотят попасть и в ЕС, и в НАТО, а Россию вышвырнуть со своей территории и одновременно «доить» ее за просто так; поиск всех постоянных и систем-ных инструментов воздействия (политических, дипломатических экономических, военных, идеологических, методами спецслужб) и их эффективного применения на страны СНГ для защиты: Русскоязычного населения, проживающих на их территории; стратегических, национальных интересов РФ, а также интересов экономических организаций РФ всех форм собственности, работающих на их территории. X. В отношении стран Запада и Китая: Объявить особой доктриной (аналог доктрины Монро) территорию бывшего СССР зоной национальной безопасности и стратегических интересов РФ. XI. В отношении коррумпированной и зажравшейся государственной, партийной и экономиче-ской номенклатуры всех уровней и рангов: создание «особых тюрем» и беспощадного уголовного преследования, вплоть до расстрелов.