![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В докладе автор рассматривает восприятие смерти как социокультурного феномена в традициях луговых и восточных марийцев. Исследование проводилось в местах компактного проживания марийского населения республик Марий Эл и Башкортостан, а также Кировской области в 2015 – 2023 гг., преимущественно среди марийцев-двоеверцев и представителей марийской традиционной религии (чимарий вера). Автор исследует мифологизацию смерти в текстах несказочной прозы, а именно ее визуализацию, представления о «том свете», приметы и запреты, связанные с явлением смерти. В марийском фольклоре устойчивы представления о смерти как о персонаже или группе персонажей, явление которых предвещает скорую гибель. Среди них такие демонологические персонажи, как ангел смерти Азырен, образы умерших предков (тошто айдеме-влак), заложные покойники и иная нечистая сила в различных визуальных воплощениях. В мифологии эта категория персонажей связана с локусом загробного мира, они приходят за умершим и сопровождает его дальнейшее существование в другом мире. «Тот свет» в танатологических представлениях марийцев может иметь разные характеристики. Информанты описывают его как продолжение обыденной земной жизни, как природный локус (поляну с ягодами), а также как бинарное пространство рай-ад. Распространёнными образами также являются повелитель загробного мира, божество-судья Киямат-тӧра и его помощник Киямат-савуш. Значительные влияние на мортальные представления марийцев оказали христианская и кораническая мифологии. Во многих нарративах о смерти ей предшествует интуитивное знание человека или его окружения, основанное на приметах, видениях и снах. Образы загробного мира и его насельников носят амбивалентный характер. Контакты с душами покойников, особенно в рамках поминально-обрядовых действий, воспринимаются как часть культа предков и не считаются источником потенциальной угрозы. С другой стороны, взаимодействие с «тем светом» в определенном социокультурном контексте предвещает скорое несчастье. Встреча с нечистой может быть воспринята как маркер связи человека с локусом смерти, его лиминального статуса. В текстах религиозного фольклора и танатологических представлениях проявляется отношение местного населения к смерти как к процессу переходу в иномирное пространство через состояние пограничности между жизнью и смертью. Доклад выполнен в рамках программы развития Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова «Сохранение мирового культурно-исторического наследия», направления «Модели анализа языков и культур коренных народов России».
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|