![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Тема,казалось бы, неисчерпаема как большинство философских проблем: ценности и этика, их взаимоотношение и сложность связей между ними. Однако проблема, которую хотелось бы затронуть в этой связи, касается необходимости внимательного отношения к весьма популярной в наши дни идее о стремительной ценностной перестройке современного мира и, соответственно, необходимости построения так называемой «новой этики». Уточняя тему, можно было бы озвучить тему как «новая этика и новые ценности». Все чаще сегодня можно слышать о том, как меняются ценности в современном мире, что необходимо менять наши ценностные ориентации и ценностные предпочтения, о том, что прежние морально-ценностные ориентиры устарели, а старая нормативность, построенная на основе устаревших моральных оценок, не может отвечать требованиям эпохи всеобщих трансформаций: глобализации, постгуманизма, ИИ, гендерного многообразия и других явлений, которые в очередной раз призваны потрясти и изменить мир. Следует ли нам признать, что происходит реальный процесс трансформации ценностей, а именно моральных ценностей, или все же не спешить с провозглашением новых морально-ценностных ориентиров. Ценности в современной системе философского знания традиционно являются предметом аксиологии, но, начиная с античных времен, ценности всегда позиционировались как определяющий ориентир для построения практической философии, соотносясь с благом социальным, благом нравственным или свойством всякого блага, выражающимся в содействовании согласованной жизни. Поэтому этика, как практическая философия, не могла не соотносить рассуждения о цели и качестве человеческой жизни с их ценностным смыслом в виде идеалов и ведущих ценностных ориентиров. Уже в античности складываются как практические модели этического поведения на основе доминирующих ценностных предпочтений, закрепляемых в культуре, так и способы теоретического обоснования ценности нравственного поведения с помощью метафизических допущений. В этом отношении благо, обоснованное метафизически, связывалось по преимуществу с миром нематериальным. Таким образом, с самого появления философии представления об этике строились на попытках наполнения нравственного поведения ценностным смыслом. Новое время внесло коррективы в понимание ценностей, введя понятие отрицательной ценности помимо ценности положительной, связывая с моральным чувством, порядком сердца, внутренним миром человека. Особое место в решении вопроса о месте ценностей в этике занимают идеи Канта о том, что нравственные поступки имеют самостоятельную ценность, когда совершаются не по расположению души, а по долгу в соответствии с нравственным законом. Эта ценность заложена в самом нравственном законе безотносительно к целям поступка. И поскольку речь идет о законе, то таким образом ценность приобретает высший статус. Этика таким образом должна заниматься именно обоснованием самоценности нравственного закона как высшего принципа человеческих поступков, где речь идет о максимах воли и невозможности отношения к человеку только как к средству. С тех пор в этике прочно обосновалось представление о духовных ценностях как самостоятельных, как бы старательно ряд последующих философских направлений не старались придать им производный характер. Однако наша задача сейчас отнюдь не пытаться решить этот спор, а констатировать тот факт, что на протяжении всей истории философии наблюдается попытка теоретически закрепить в этике инвариантный характер духовных ценностей и их особый статус.