ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Динамика формирования идеалов и норм научного исследования связана с углублением понимания особенностей системной организации изучаемых объектов по мере теоретического построения разнообразия типов сложности этой системной организации. Изменяющимся идеалам и нормам исследования должны соответствовать и методы познавательной деятельности для освоения изучаемых объектов. Так, построение современных физических теорий во многом связано с методом математической гипотезы. Построение теории начинается с формирования ее математического аппарата, а адекватная теоретическая схема, обеспечивающая его интерпретацию, создается уже после построения этого аппарата. На первый план выходит проблема выбора математического аппарата, соответствующего данной исследовательской ситуации. Современная физика строит картину физической реальности, эксплицируя схему измерения в рамках которой будут описываться новые объекты. Такую направленность действий рассматривают как обоснование использования выбранного конструкта в данных условиях. Поиск конструктов, адекватных типу сложности системной организации изучаемого объекта, является одной из центральных методологических задач, решение которой создает условия для дальнейшей внутри дисциплинарной познавательной деятельности. Для поиска решения данной задачи по отношению, в частности и к социальным объектам представляет интерес подход, развиваемый в отечественном направлении – концептуальный анализ и концептуальное проектирование. Познавательно-технологическое «ноу-хау» этого направления связано с построением понятийных моделей, в основе которых лежат конструкты из структурной математики, а именно, из теории множеств Н.Бурбаки . Каждое понятия, используемое в проектируемой таким образом концептуальной схеме проходит этап конструктивной теоретической идеализации и становится («предметной») интерпретацией свойств конструкта множество. Содержание понятия становится конечным – отражающим (моделирующим) искомый фрагмент реальности и его свойства, а объем понятия указывает границы этой моделируемой реальности. Сочетание классических представлений (идущих еще от Аристотеля) о родовых и видовых отношениях между объемами понятий и разработанными представлениями в теории множеств (о возможных типологических разнообразиях отношений между множествами) делает возможным применение процедуры теоретической конкретизации, больше известной как восхождение от абстрактного к конкретному в познании. Таким образом, под структурной концептуализацией понимается построение сложных понятийных моделей со структурно взаимосвязанными отношениями между их отдельными элементами, в которых единицами рассмотрения выступают не отдельные элементы, а структурно связанные понятийные целостности, которые и называются концептуальными моделями или схемами. Построение и применение концептуальных моделей актуально как для разработки программы социологического исследования, так и для уточнения теоретических концепций в качестве их структурообразующего каркаса.