![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В первой половине 20-го века, после Октябрьской революции в России, ряд российских музыкантов нашли «политическое убежище» в Китае, принеся с собой собственную музыкальную культуру. Они создали в Китае музыкальные школы и оркестры, занимались обучением, сочинением и исполнением, подготовили большое количество талантливых музыкантов и создали ряд фортепианных произведений, вобравших в себя элементы китайской культуры, внеся тем самым важный вклад в развитие китайской музыки. Одним из выдающихся представителей этой группы является А.Н. Черепнин,[ Черепнин, Александр Николаевич (1899, Санкт-Петербург - 1977, Париж) - выдающийся композитор, пианист, теоретик музыки российского происхождения, чья деятельность после эмиграции была связана с несколькими странами и свойственными им культурами, к которым А.Н. Черепнин относился очень внимательно, в том числе и к их музыкальному наследию. Собственное композиторское творчество А.Н. Черепнина поэтому можно назвать поистине кросс-культурным. Поскольку Китай произвел на него глубокое впечатление свими культурными традициями и устоями и ему он посвятил специальное музыкальное сочинение, обращение авторов к эпизодам деятельности А.Н. Черепнина, связанными с Китаем абсолютно закономерно и представляет собой ценный исследовательский материал. А.Н. Черепнин - сын композитора Николая Черепнина и оперной певицы (меццо-сопрано) Марии Бенуа, происходившей из известной артистической семьи. (Музыкальное обучение начал в Петроградской консерватории, после Октябрьского переворота семья переезжает в Тифлис, где Н.А. Черепнин продолжает обучение в Тифлисской консерватории, затем после дальнейшего переезда во Францию он завершает музыкальное образование в Парижской консерватории. - Ред. ] чья жизнь внесла огромный вклад в развитие китайской музыки. В этой статье мы обсуждаем эстетическую ценность китайско-российской кросс-культурной музыки и искусства и показываем очарование этнической китайской музыки через разработку китайского комплекса А.Н. Черепнина и предпринимаем конкретный кросс-культурный анализ его фортепианного произведения «Посвящение Китаю».