![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Язык, лексика, диалект, как заметил немецкий исследователь А.Н. Крылов, позволяют "отличать своих от чужих, что ещё более существенно проявляется, когда общеупотребительные слова становятся символами, наделяются особым смыслом, доступным только ограниченной группе". Именно язык является одним из важнейших факторов в построении и обретении социальной и индивидуальной идентичности, будь она религиозная или национальная, конструирования границы, проходящей по линии "мы-они". При этом, многие понятия, играющие роль маркеров идентичностей, исторически являвшиеся "категориями практики", с течением времени проникали в формализированный язык науки, становясь "категориями анализа", лежащими в основании тех призм, через которые исследователь рассматривает исторические источники, стремясь реконструировать прошлое. Такие понятия, по определению Р. Козеллека, являются "базовыми историческими понятиями", которые, однажды возникнув, продолжали определять (и, одновременно с этим, отражать) сознание людей на протяжении столетий, с одной стороны, и "выражать" существующую историческую реальность, с другой. Изменения в содержании этих понятий, соответственно, являются отражением изменений, которые происходят в сознании людей и в реальности, которая их окружает. Понятия Protestant(-ism) и Anglican(-ism), на наш взгляд, являются одними из таких "проблемных" базовых понятий, активно используемых исследователями истории Церкви Англии и Англиканского сообщества. В данном докладе продемонстрирован генезис данных понятий (в контексте истории английской реформации), рассмотрены проблемы (особенно идентификационные), связанные с их употреблением, обоснован тезис о контпродуктивности их использования в качестве категорий анализа и сделаны предложения по разрешению порождаемых ими исследовательских проблем.