ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Проблема определения религиозной идентичности уже на протяжении многих десятилетий остается среди наиболее обсуждаемых исследователями различных направлений. В рамках этого поля среди наиболее дискуссионных остается проблема идентичности Церкви Англии. Доминировавшие до 1970-х годов в изучении Реформации в Англии в британской историографии историки-виги, остаивали, в сущности, выдвинутую ещё самими английскими сторонниками реформации версию объяснения разрыва с Римом, согласно которой в стране нашлись люди, вдохновившиеся "истинной протестантской верой" и убедившие короля порвать с "папизмом" и его суевериями. К этому стоит добавить концепцию юристов общего права, получившую особое распространение в английской исторической литературе XIX века, но появившуюся за 150 лет до этого, согласно которой: "развитие правовых идей, направленных на ограничение монархии, явилось двигателем парламентско-роялистского противостояния, целью которого было оградить англичан от произвола и самовластия, опиравшегося на прерогативу и цивильное право". На этих двух столпах основывалось классическое для вигской историографии, начиная с Т.Б. Маколея, идентификация Церкви Англии в качестве "протестантской", а её последователей в качестве "протестантов". Однако внимательное исследование исторических источников позволяет совершенно иначе взглянуть на эту мифологему, которая оказалась активно пропагандируемой не только британской либеральной, но и, по иным причинам, советской и современной отечественной литературой на данную тему. В качестве иллюстрации в этом докладе делается попытка рассмотреть одну из, как считается, фундаментальных максим "протестантизма", sola scriptura, а, точнее, вопрос соотношения Писания и Предания в Церкви Англии.