![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
С одной стороны, человек ничтожен по сравнению с «бесконечностью в большом», т.е. в отношении природы в целом. С другой стороны, он не менее беспомощен в его отношении к «бесконечности в малом» – к микромиру. Иначе говоря, человек находится между двумя безднами, каждая из которых опасна для бытия человека и непостижима в полной мере для разума. Это «срединное положение» человека имеет несколько аспектов. 1. Прежде всего, аспект онтологический. Человек – всего лишь «тростинка» или «песчинка» перед величием и бесконечностью мира. Человек одновременно – ничто по сравнению с бесконечностью и всё по сравнению с небытием. Бытие человека в мире всегда находится под угрозой со стороны двух этих бесконечностей. Опасность для физической жизни человека, находящегося между «двумя безднами» ориентирует нас на предельную бытийственную осторожность, осмотрительность и последовательный стоицизм. 2. Во-вторых, познавательный аспект. Субъект не может достичь разумом знания «крайностей» (бездн) и, следовательно, ему остается довольствоваться лишь от-носительной истиной о вещах «близлежащих». В сфере познания нет ничего хуже, чем гносеологическая дерзость, гордыня, «похоть» и хвастовство. Что значит «мыслить как должно»? Очевидно, что, прежде всего, разуму необходимо избавиться от притязаний и претензий на Божественное знание, т.е. абсолютную истину. Знать о мире всё, подчеркивает Паскаль, может только Тот, Кто его создал – т.е. Бог. Мы же должны постоянно помнить, что наше познание – это сугубо человеческое (т.е. ограниченное) познание. 1) Мы должны выработать, воспитать в себе гносеологическую скромность и смирение. 2) Подвергать здоровому скепсису все истины, претендующие на абсолютность. 3) Вместе с тем, необходимо твердо держаться истин установленных, а в поведении – ориентироваться на обычаи, т.е., говоря современным языком, на ценности и нормы, которые проверены временем и жизненными ситуациями. Именно в этих познавательных качествах Паскаль видит начало правильного (т.е. должного) мышления. Что же лежит в основе морали? 3. Самый важный – третий аспект, т.е. моральный аспект существа, находящегося между двумя экзистенциальными опасностями. Как поможет «должное мышление»? Прежде всего, 1) наше «срединное положение» диктует нам (и в мышлении, и в морали) избегать крайностей. Паскаль явно следует аристотелевскому «принципу золотой середины». Соответственно, 2) мораль должна базироваться на старинном древнегреческом принципе умеренности, умеренности во всем. 3) Кроме того, как и в мышлении, в морали мы не должны быть дерзкими и не должны демонстрировать гордыню. При этом мы должны быть стойкими. 4) Следуя в жизни только законам разума, люди ведут себя безрассудно. Стало быть, кроме разума нужно особое внимание уделять «законам сердца». 5) Все так называемые «законы сердца» базируются на Божественной любви, которая является сверхприродной и включает в себя такие важнейшие ценности, как смирение, милосердие, утешение, радость, веру. И, конечно же, надежду.