ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
C точки зрения становления культуры в целом визуальная парадигма представляет собой значимый предмет для исследования. Древнеирландский поэт назывался филидом (fili). Анализируя этимологию термина fili, Г.В. Бондаренко обращает внимание на то, что это название связано с индоевропейским корнем *(H₂)w-el- «видение, предвидение, наблюдение», а также с однокоренным словом из галльского uelet- «провидец, поэт». Таким образом, само название поэта-филида отсылает нас к одной из главных функций древнеирландской поэзии: видеть, наблюдать и называть. Эта функция выражается также на вербальном уровне внутри древних поэтических текстов, которые датируются VI-VII вв., но дошли до нас в манускрипте XII века – «Книге захватов Ирландии». Например, в одном из заклинаний Аморгена, которое должно успокоить бурю, насланную друидами, как будто перечисляется всё, что автор видит, будто можно обрести увиденное через названное. Развитие визуальной парадигмы в древнеирландской поэзии можно проследить не только на уровне вербального выражения, но также непосредственно визуального построения текста, его графического выражения. В стихотворении выше мы видим визуальный прием dúnad («заключение»), когда стихотворение завершается той же строкой, с которой оно начиналось. В следующем заклинании Аморгена, которое также дошло до нас в «Книге захватов Ирландии», повторяется первое слово в каждой последующей строке, что также формирует определенный визуальный рисунок стихотворения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что визуальная парадигма развивается внутри древнеирландской поэзии сразу на нескольких уровнях (как на непосредственно вербальном, так и на визуальном, графическом выражении текста). Кроме того, визуальная, зримая составляющая внутри поэтического текста имеет также важное культурологическое значение для развития общества в целом и осознания себя через называние зримого и призыва к наблюдению.