![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Пандемия закончилась так же внезапно, как она и началась. 15 марта 2022 года в Москве отменили большую часть запретов, а потом и по всей стране. К этому моменту часть населения уже стала считать, что пандемия будет продолжаться бесконечно. И отчасти даже смирилась с этим, и исходя из этого строила свои жизненные планы. Поэтому внезапная отмена вызвала стресс, который влияет не только на психологическое состояние, но и физическое, приводит к снижению иммунитета. Можно рассматривать данный стресс, как продолжение того стресса (его третьей фазы – фазы истощения), который испытали люди в период коронавируса. Такая внезапность свидетельствует о том, что процесс отмены связан не только с реальной ситуацией с заболеванием в стране, но и политической волей руководства страны, экономической ситуацией, иными причинами. Заметим, что конец пандемии коронавируса был официально объявлен ВОЗ только 5 мая 2023 года, больше года спустя. Сразу после отмены сохранялась определенная инерционность в поведении части населения, в том числе добровольное ношение масок, ограничение контактов и т.п. Такая внезапная отмена запретов стала сигналом для населения, что решения, принимаемые руководством имеют произвольный характер и подчиняются скрытой и не всегда понятной логике, что может подталкивать население к нерациональному поведению. Это противоположно подталкиванию к рациональному выбору, о котором пишет поведенческая экономика. Учитывая, что человек является ограниченно рациональным существом, подталкивание к нерациональному выбору может усилить иррациональность поведения и привести к непредсказуемым последствиям. У людей складывается впечатление, что мы движемся на ощупь, методом проб и ошибок. В такой ситуации становится особенно очевидным, что поведение человека зависит от взаимоотношений общества и государства, от уровня доверия к власти. При низком уровне доверия население будет сопротивляться предлагаемому выбору. Высокий уровень доверия напротив будет способствовать принятию рекомендуемого выбора даже если его рациональные основания неочевидны. Цель исследования – выявить основные особенности поведения человека в поспандемийный период. Достижение поставленной цели предполагает анализ изменений, которые произошли в стране и повлияли на поведение человека. От пандемии мы получили определенные последствия во всех сферах. 1. Структурная и организационная перестройка экономики. Усилилась роль технологических компаний, преобразовалась сфера услуг, поменялась логистика. Едва ли нам удастся вернуться к допандемийному периоду. Например, отказ от дистанционной занятости сталкивается с серьезным сопротивлением. Хотя здесь есть и обратная сторона. Вместе с возможностью не тратить время на дорогу и не соблюдать в полном объеме дресскод, мы открыли коллегам доступ в свой дом. Даже тем коллегам, которых в иных обстоятельствах мы бы не пустили на порог своего дома. При этом индивиду сложно судить о том, какие институциональные и организационные изменения являются временными, а какие сохранятся на длительное время. Недооценка устойчивости новых институтов может привести к ошибочным действиям. 2. Во время пандемии возросла роль государства. Продолжает она оставаться значительной и сейчас. Произошло сворачивание противоэпидемических мер в пользу мер поддержки экономики. Важное место играет бюджетное стимулирование. Человек чувствует заботу о себе, которая может приводить к ограничению свободы. 3. В период пандемии нормальный образ жизни человека нарушается, «идеальная» модель поведения для выживания перестает действовать. После пандемии возвращение к идеальной модели поведения происходит очень болезненно. Сохраняется страх потерять работу, не справиться со своими обязанностями, сделать ошибки в следствие утерянных во время пандемии навыков. Изменились и представления об образе своего будущего и возможностях контролировать свою жизнь. Горизонт планирования жизни значительно сократился. Ощущение уязвимости, утрата свободы действий является травмирующей потерей, которую приходится переживать поэтапно. Сначала отрицание, потом гнев, далее торг и депрессия, а потом принятие. После этого приходится заново формировать картину мира, находить свое место в нем, критически переоценивать свои возможности по изменению мира. 4. Изменения в сфере здравоохранения. Система здравоохранения стала переходить на допандемийный вариант функционирования. Возобновилась в полном объеме плановая помощь больным. Пандемия показала, что проводимая реформа в сфере здравоохранения имеет существенные ограничения. Так, сокращение коечного фонда оказалось ошибочным в экстренных ситуациях. Кроме того, страховая медицина сокращает возможности для образования резервов. Будет ли смена существующей модели здравоохранения, проявившей свои слабые места во время пандемии? Вопрос, на который нет однозначного ответа. Современная модель здравоохранения не может решить целый ряд проблем. Так, сохраняется дефицит финансирования и кадров, устаревшее оборудование, несовершенная организационная структура, низкое качество первичной медицинской помощи. Возможные меры: платить врачу, основываясь на результатах лечения. Пакетные платежи за оказанную помощь, а не конкретным специалистам. Мобильность организационных форм и методов оказания медицинской помощи. Госпиталь на дому. Телемедицина. Развитие санитарной авиации. 5. В период пандемии сократился медицинский туризм. Люди стали меньше путешествовать. После пандемии количество поездок за рубеж продолжает сокращаться. Наложились еще политические факторы. Но за то вырос внутренний туризм. 6. Цифровизация оказывает влияние на все сферы жизни, включая здравоохранение. «Цифровая личность», работая дома, стирает границы применения труда. Диагноз устанавливается на основе ответов на вопросы. Непосредственный контакт больного и врача опосредован машиной. Человека могут подталкивает к определенным ответам. Задают такие вопросы, на которые невозможно однозначно ответить. С одной стороны, искусственный интеллект обладает большими объемами памяти, но интерпретация данных требует личного участия врача. Снижается роль неявного личностного знания. Ведет ли цифровизация к снижению неравенства или напротив к его увеличению? С одной стороны, доступ к медицинским услугам облегчается, но их стоимость достаточно высока. Стоимость дистанционного сеанса варируется от 2 тысяч до 15 и даже 20 тысяч. Средняя стоимость составляет 5 тысяч рублей за часовой сеанс. Нередко предлагается дополнительное тестирование и иные услуги. Не приведет ли цифровизация к тотальной рационализации и всеобщему контролю? Верит ли современный человек в такой ситуации во всеобщее счастье? Подводя итоги, можно сказать, что постпандемийный человек – это уже иной человек. Не только потому, что он более внимателен к своему здоровью, лучше соблюдает правила гигиены, держит дистанцию, в большинстве своем более бедный, но и потому что переосмыслены прежние ценности, традиции, привычки, взаимосвязи между людьми и способы коммуникации. Человек приходит к пониманию, что его возможности по контролю и планированию жизни крайне ограничены.