![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Общий курс философии для студентов-гуманитариев, включающий большой раздел по истории философии, у меня построен вокруг мировоззренческой проблематики, исследуя которую философия культивирует стремление к мудрости. Ключевая роль в этой области принадлежит, на мой взгляд, представлениям о ценностной противоречивости человеческого существования, его антиномичности, определяющей смысложизненные задачи и связанные с ними ценностные ориентиры личности. Идеи Паскаля, стоящие за образом «мыслящей тростинки», позволяют выявить систему инвариантных характеристик, образующих ядро ценностного строя мировоззрения. Полагаю, что основными ее элементами являются следующие: 1) ценностный максимум/абсолют – представление о наиболее ценном во всем сущем; 2) ценностная противоречивость человеческого существования, (антропологическая антиномия); 3) высшие, в ценностном отношении, качества личности (добродетели); 4) идеал человека и наилучший род занятий; 5) смысл жизни человека и его общая жизненная задача; 6) счастье как состояние жизни, определяемое ее смыслом; 7) свобода как мера самоосуществления личности к лучшему из возможного. Способ философствования каждой из рассматриваемых в курсе культурных эпох раскрывается через особое, характерное для данной эпохи, содержательное наполнение этих семи элементов и связей между ними. При изучении философии XVII века мысли Паскаля помогают обнаружить недостаточность оснований рационалистического оптимизма Нового времени и заставляют еще раз задуматься об антиномичности экзистенции, об участи человека - «короля, лишенного трона», о том, почему во все времена «ропщет мыслящий тростник».