ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
КОММУНИКАЦИОННАЯ КОНВЕРГЕНЦИЯ Конвергенция (от лат. convergo — приближаюсь, схожусь) — термин, принятый в естественных и общественнополитических науках для обозначения процессов схождения, взаимоуподобления. Широкое использование этого термина – от математики, биологии, социологии – объясняется тем, что он схватывает сущностные закономерности в цикличном развитии сложных (диссипативных, открытых) систем. В.В. Ученова формулировала этот закон, вслед за отечественными философами, как процесс, разбивающийся на три стадии: от синкретизма – к дифференциации (специализации) деятельности – к синтетизму. В социологии термин конвергенция прижился, когда начали обнаруживать себя процессы сближения на уровне макросистем - в 60-70 годы в связи с разработкой теории индустриального общества как «смешанной модели» социалистической и капиталистической систем. В теории массовых коммуникаций термин конвергенция приходит в связи с обозначением процессов, происходящих в медиабизнесе – концентрации бизнеса на базе слияния в одном холдинге различных типов медиа. Это становится возможным благодаря развитию цифровых технологий, обеспечивающих единую технологическую платформу для трансляции медиаконтента. Однако, технология и технологическая платформа - это лишь одна из составляющих революционных процессов, которые мы сегодня наблюдаем в масс – медиа. История учит нас – будь то изобретение техники гравирования, печатного станка, литографии – новая технология – лишь возможность для реализации компетенций, которые накопили за предшествующий период профессиональные ответвления средств массовой коммуникации. И в этом смысле мне бы хотелось продолжить интенцию научного подхода В.В.Ученовой и обнаружить в современном состоянии явления масс-медиа предпосылки, приведшие его к такому модусу существования. Институт массовой коммуникации – является подсистемой социума. Причем на этот институт возложена особая роль – он является «управляющей подсистемой», и появляется вместе с зарождением первых институтов власти в истории человеческой цивилизации. Объект управления – массовое сознание, механизм управления – формирование норм поведения посредством формирования социально – психологических установок. И в этом смысле все средства массовой коммуникации имеют общую платформу для «взаимоуподобления»: Все они являются инструментом управления, а значит, подвергаются оценке в соответствии с критериями эффективности управленческих задач. Все они специализируются на особом предмете – психологических процессах восприятия информации. Только действуют разными способами. Собственно, в своем научном творчестве В.В. Ученова последовательно разрабатывала пласты, которые бы позволили различные средства коммуникации – журналистику и рекламу рассмотреть на единой методологической платформе, а значит, увидеть те сходные моменты, которые бы позволили их взаимоуподобить. Первая половина творчества В.В. посвящена исследованию журналистики и публицистики как специфических типах деятельности. Три направления в ее исследованиях – журналистика как институт социального управления (Публицистика и политика), познавательные ресурсы публицистики (Гносеологические резервы журналистского творчества), формирование эстетических форм публицистического творчества (От вековых корней, У истоков публицистики). Вторая половина творчества посвящена исследованию рекламных коммуникаций. Методологическая платформа та же – и она опять дала прекрасные результаты. Формирование эстетических форм рекламного сообщения (История рекламы, Реклама: палитра жанров; философия рекламы) Когда готовила к перезаданию работы В.В.Ученовой и перечитала «Публицистика и политика», была поражена актуальностью формулированных еще в начале 70-х идей. Все они переложимы для теории ПР. Причем столько небанального, неожиданного и методически переложимого на практику ПР. Ведь журналистика, как и ПР, воздействуют на массовое сознание через Общественное мнение Разрабатывая вопрос о месте рекламы в управляющей системе социума, В.В. предпочитала широкий контекст рассмотрения – социокультурный. Несмотря на первоначальный скепсис, с которым была встречена книга по истории рекламы, никто сегодня не может отрицать продуктивности такого подхода. Этот подход позволил увидеть в динамике процессы формирования эстетической формы рекламного сообщения. И именно поэтому эта книга в первую очередь востребована в среде профессиональных креаторов. Однако В.В. не отрицала и возможности и маркетингового подхода, т.е. исследования рекламы в контексте микроэкономики предприятия как инструмент реализации стратегического управления организацией. Эти работы были прорывными для своего времени, и не утратили актуальности и по сей день, поскольку были построены на очень точной методологической платформе, позволяющей сблизить разрозненные факты журналисткой практики – от вековых корней – до современности, и обнаружить важные закономерности, имеющих не только теоретическое значение. Имя В.В. широко известно и в среде практикующих специалистов, поскольку небанальные выводы, неочевидное в их профессии, взятое на вооружение, действительно, позволяет работать точнее, достичь профессиональных высот. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: В.В. в своей научной школе предпочитала использовать другой термин: концептуализация. И сетовала, что современные публикации не отличаются концептуальной последовательностью. Действительно, надо иметь очень независимое и самостоятельное мышление, чтобы не быть сбитым с толку видимостью преходящего, не пойти на поводу соблазна компиляции (чем грешат многие современные авторы), а иметь мужество самостоятельно отвечать на вопросы, поставленные самому себе.