ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Гуманистические ценности включают в себя свободу как характеристику освоенности, очеловеченности бытия. Мера свободы определяется степенью осуществления человеком благих целей, то есть тем, насколько многообразна и организована принятая им система ценностей, высоки приоритеты; широки внутренние и внешние возможности выбора целей и средств их осуществления; насколько он достигает гармонии с собой, с другими людьми, природным миром, бытием в целом. Ценностная двойственность человеческой природы, философски представленная в понятии антропологической антиномии, выражает противостояние сил свободы и несвободы. Положительной стороне антиномии принадлежат факторы, прежде всего духовные, способствующие расширению возможностей свободы, (отрицательной) - факторы, в первую очередь обусловленные телесностью, смертностью человека, ограничивающие его мощь. Чтобы действовать свободно, человек должен так или иначе осознавать эту антиномичность и разграничивать сферы своего и чужого. Освоение изначально чуждых человеку сил происходит через разделение деятельности на относительно независимые операции, распределение функций между людьми и специализацию, что порождает тенденцию к отчуждению человеческих достижений и ставит задачу их нового освоения, поддержания единства существования в его множественности. Производными соотношения а) освоенных и б) отчуждаемых сил и достижений, являются пары: а) положительной и б) отрицательной свободы; а) культуры и б) цивилизации. Положительная свобода есть состояние освоения действительности, при котором выбираются и осуществляются цели блага по восходящему порядку ценностей, а также создаются соответствующие этим целям силы и средства. Положительная свобода включает в себя освоение изначально чуждого и отчужденного, она содержит в себе как момент отрицательную свободу. Отрицательная свобода – добровольное (вызванное волей к добру) самоограничение автономного субъекта, направляющего себя на выбор намерений и поступков в соответствии с нормами и принципами, возводящими к высшим ценностям. Он добровольно отстраняется, от некоторых сфер деятельности как чуждых, поскольку не находит возможностей достижения благих целей соответствующими им средствами. Видом добровольного отчуждения является самоограничение ради расширения возможностей свободы другого. При этом оптимально принятие норм и принципов (морали, обычая, права и т.д.), направленных на обеспечение равенства возможностей свободы для всех. Осуществление доброй воли предполагает признание ее ценности. Это признание, распространенное, согласно золотому правилу нравственности, на другого человека, ведет к принятию принципа ненасилия, поскольку насилие есть пресечение воли, а значит, - возможности реализации доброй воли. Высшая форма единения людей, преодоления отчужденности между ними, - любовь, утверждающая достоинство и расширяющая возможности свободы друг друга, а, следовательно, нуждающаяся в добровольном отчуждении, отрицательной свободе. Значимость ограничения своей воли возрастает с увеличением человеческого могущества и расширением возможностей ценностного выбора, поскольку это ведет к пропорциональному росту ответственности за последствия выбора, способного существенно изменить обстоятельства существования в лучшую или худшую сторону, способствовать или препятствовать их освоению. Культура – единство освоенного человеком, его достижения в их целостности, создаваемой направленностью духа на гуманистические ценности. Цивилизация – достижения внешне технические, частичные, относительно независимые от духовного ядра культуры, воспроизводимые, даже тиражируемые, словом – образующие отчуждаемую часть культуры. Создания цивилизации способны опережать в своем совершенствовании культуру в целом, даже вступать в противоречие с гуманистическими ценностями культуры, стать чуждыми ей. Если культура не в состоянии ответить на вызов отчужденных порождений цивилизации, грозящих нанести урон культуре и даже уничтожить ее, путь отрицательной свободы, отказа от опасных достижений становится спасительным. Но, как показывает история Западного мира, в культуре рано или поздно создаются силы для того, чтобы обезопасить и заново освоить вышедшие из-под ее контроля творения. Она дает положительный ответ на цивилизационный вызов и, догоняя цивилизацию, делает рывок вперед в своем развитии. Положительная свобода остается магистральной дорогой совершенствования человека, отрицательная – необходимыми вспомогательными путями.