ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
0. Базовые элементы общей проблематики научной деятельности. Науку в целом, в связи с методологической проблематикой можно рассматривать в эпистемологическом аспекте − как систему знания, которая строится специальными средствами, способами и методами, в методологическом же аспекте − расширительно: как сферу исследований, в которой применяются научные методы. Необходимой предпосылкой рассмотрения категорий как элементов научной деятельности является общая проблематика философии и методологии науки: предполагаемые структурные характеристики и особенности таких действительных научных предметных областей, как: производство и воспроизводство наук и систем знаний; модели в научной деятельности; представления в научной деятельности (в объектном значении); элементы семиотики и семантики (типы семиотических систем, структура семиотической ситуации); онтологические проблемы типологии (экземпляр, структура, тип); методы, методики и методологии − как структуры организованной деятельности. В частности, существенным является понимание категорий как элементов методологических структур науки. Методологические структуры науки существуют на, по меньшей мере, двух уровнях организации предметных областей науки: как определённости организации научных исследований и как производные от взаимодействия между учёными и их объектами результаты методически организованных действий. 1. О направлениях развития и контекстах категориальной проблематики Категории (греч. κατηγορία − высказывание; лат. ргаеdicamenta) − частый компонент рассуждений о строении, построении и создании научных теорий. И обычно, говоря о какой-либо теоретической области «в целом», упоминают её «понятия и категории». Концепт «категория» впервые сформировал Аристотель. Ныне это слово используют как общее понятие прежде всего в научных и теоретических контекстах, хотя оно нередко встречается и в повседневных, внетеоретических контекстах. Чаще всего его употребляют интуитивно, без того, чтобы артикулировать его значение. А когда встаёт вопрос о его значении, обычно ограничиваются выражением «наиболее общее понятие». В настоящее время весьма широк спектр интерпретаций концепта «категория». Многообразные подходы к развёртыванию категориальной проблематики основываются на двух дополняющих друг друга тенденциях. Это, во-первых, попытки разобраться в содержании знания, в его смысле и значении. Во-вторых, это постоянный интерес к выяснению содержательных предметных предпосылок и условий формального процессирования информации. 2. Об отношении категорий к понятиям и к смыслам научных моделей и представлений. Основными направлениями развития понимания, концептуализации и интерпретации категорий были: логическое, онтологическое, грамматическое, гносеологическое, психологическое, эпистемологическое, праксеологическое. Многие античные интерпретации концепта «категория» воспроизводятся и поныне, наряду с новыми видами понимания. Аристотель первым проблематизировал базовое элементарное строение предметной области языкового представления. Он развил семантико-грамматические основания категориальной проблематики: категории как базовые типы выражений мысли в языке (слова, утверждения, вопросы, предполагаемая представлениями онтология etc.). Аристотель дал начало европейской логике и сформировал начальные пункты логических исследований. Но логические категориальные структуры на основе «Категорий» выделил Порфирий, создав базовое логическое представление предметной области изложения знания. Он совершил логический поворот категориальной проблематики: категории в отношении к типам содержания логических форм осмысленных выражений. В Средние века категории обозначал латинский термин «предикаменты», и существенным для прояснения категориальной проблематики является анализ предпосылок, скрытых в выражении «предикамент». Существенно преобразовал категориальную проблематику Кант: он описал базовое типовое строение предметной области идеальной всеобщей науки. Гносеологический аспект категориальной проблематики: категории рассматриваются в качестве структур знания, понятого не только как представление, но и как внутренняя деятельность субъекта. Категории обсуждались в контексте их связи с универсалиями, понятиями, идеями, принципами, законами и др. Онтологические, лингвистические и практические корни категориальной проблематики: категории, их отношение к существованию объектов: перспективы логические, языковые, идеологические и праксеологические (деятельностные). 3. Классические методологические аспекты категориальной проблематики Классические методологические аспекты категориальной проблематики заключаются в проблемах структуры производства интерсубъективно объективированных представлений. В этом аспекте категории предстают как и конститутивные, и рефлексивные структурные компоненты методов, основной функцией которых является синтез смыслов на различных уровнях реализации представлений. Категории как смысловые структуры представлений: а) встроены в структуру деятельности; б) предполагают производство осмысленной деятельности; в) предполагают осмысленный результат деятельности; г) предшествуют новым актам деятельности в структурах полученного и освоенного опыта − как коллективного, так и индивидуального; д) предопределяют смысловые структуры заново конструируемых представлений и моделей. Ключевая проблема состоит в освоении и воспроизводстве опыта (на разных уровнях его сознавания и осознавания). 4. Современные методологические аспекты категориальной проблематики: категории и структура реализации интерсубъективно объективированных представлений. Очень важен вклад Гуссерля в категориальную проблематику: он устанавливал базовое типовое строение предметной области изложения научного исследования. Современные, неклассические методологические аспекты категориальной проблематики заключаются в структурных проблемах изменений и воспроизводства представлений, интерсубъективно объективированных. В этом аспекте категории являются структурными элементами актов, конституирующих предметы исследования. К типичным категориальным проблемам этого практического применения категориальной проблематики относятся служебные концепты науки: «общее», «вид», «индивид», «абстракт», «конкрет», «целое», «часть» и мн др. Можно выделить такие установки категориальной проблематики как: эпистемологическую − категории в отношении к структуре интерсубъективного знания как представления и как системы представлений; психологическую − категории versus структура субъектного представления; праксеологическую (практическую) − категории versus структура действия субъекта в мире; экзистенциальную − категории versus структура присутствия субъекта в мире. На наш взгляд, очень сложна, но и очень перспективна категориальная концепция Маркса: развитие базового типового строения предметной области научного исследования.