ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В исследовании характеризуется влияние карнавальной и смеховой культуры (в понимании М.М. Бахтина) на содержание и характер подачи информации в современных российских телевизионных ток-шоу. В качестве «отправных точек» характеристик смеховой и карнавальных культур автором выделялись т.н. «фамильярный контакт» с рассматриваемым явлением, амбивалентность, пародийность, отсылка к равенству и однообразию субъектов, исполняющих роли «хозяев» и «слуг», физиологичность, подчеркнутая роль отчасти комичного отрицательного персонажа – «дурака», «трикстера», временное снятие принятых в обществе табу, а также «весёлая относительность»: несоответствие между внешним и внутренним, подвижность и гибкость воспринятых социальных ролей, и т.д. В качестве характерных примеров современных русскоязычных ток-шоу были выбраны продукты, не приоритизирующие общественно-политический сегмент, а сосредоточенные на проблемах семьи и общества – шоу «Первого канала» «Мужское-женское» и «Пусть говорят», шоу телеканала «Россия» «Прямой эфир», а также, в меньшей степени – культурные ток-шоу Первого канала «Сегодня вечером» и т.д. В процессе исследования было выявлено, что «фамильярный контакт» чаще всего реализуется через дихотомию «героев» и «экспертов». В рассмотренных ток-шоу «герой» (с точки зрения смеховой культуры – «трикстер» или «дурак») противопоставлен «эксперту»: эти две фигуры вступают друг с другом в контакт, на основе которого в немалой степени строится повествование в рамках ток-шоу. «Героями» чаще оказываются представители неблагополучных, уязвимых групп, а «экспертами» - депутаты Государственной Думы РФ, популярные адвокаты, правозащитники, неизменно – актеры, певцы и телеведущие, реже – врачи и иные специалисты. Вместе с тем, «эксперты» зачастую вовсе не являются экспертами в рассматриваемых социально-бытовых проблемах, с которыми сталкиваются «герои», что только усиливает «карнавальный» эффект от ток-шоу. Сама по себе особая роль комичного отрицательного персонажа – «дурака», «трикстера» - заметный элемент карнавальной культуры в русскоязычных ток-шоу (в культурных ток-шоу этот элемент отсутствует, либо отчасти заменяется «звездой прошлого»). Важно и заметно в данном контексте и снятие табу, к которому ведущие и редакторы прибегают едва ли не в каждом эпизоде ток-шоу. В центре внимания оказываются девиации, конфликты между соседями и представителями разных национальностей, социальных групп, преступления, зависимости и т.д. Интересным образом в ток-шоу реализуется неотъемлемая и самая противоречивая, многоаспектная черта карнавальной культуры – обман. С одной стороны – обман как часть таких программ стал притчей во языцех и уже ни для кого не является секретом. В некоторых эпизодах наигранными выглядят эмоции героев, никто из которых не является профессиональным актером, нарочитой выглядит озабоченность «экспертов», с наигранным энтузиазмом включающихся в судьбы героев.