ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Русло реки Оби ниже Новосибирского водохранилища в 1970-80-е гг. прошло долгий этап совершенствования водного пути, приведшего к существенному улучшению условий судоходства и пропускной способности водного пути. Путевые работы основывались на исследованиях русловых процессов МГУ, НГУВТ, выполнены силами Администрации водных путей Обского бассейна, они дали положительный для судоходства эффект. В результате коренной реконструкции водного пути гарантированные глубины были увеличены со 130 см до 250 см.В настоящее время этот эффект частично теряется в ходе продолжающихся переформирований русла, что привело к необходимости уменьшения гарантированной глубины, а это сказалось на функциональности водного пути. Сезонное регулирование прослеживается на всем участке от плотины до устья р. Томи. Отличительная особенность исследованного участка - подпор при слиянии с р. Томью Величина подпора изменялась в течение 1999-2020 гг. от 1,6 м до 0,25 м. В период с 2008 по 2020 гг. отмечается постепенное понижение высоты подпора и его продолжительности. С этим связано общее углубление русла на участке 945-986 км. Продолжительность подпора колеблется 1 до 23 % средней продолжительности навигационного периода. Максимальная дальность распространения подпора по р. Оби достигает 40-50 км. Выполнен расчет гидравлически допустимых глубин на конкретных перекатах, он показал, что без стеснения русла сооружениями они составляют 240 см. При стеснении русла до ширины выправительной трассы допустимая глубина увеличивается до 260 см. При увеличении водности судоходных рукавов с помощью струенаправляющих дамб и других сооружений до 60-65% допустимая глубина увеличивается до 290 см при современном проектном уровне. В перспективе после увеличения обеспеченности проектного уровня до 90% можно поддерживать гарантированную глубину 250 см.