ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В своем «Исследовании …» А. Смит применял два метода: экзотерический метод описания непосредственно наблюдаемых явлений и эзотерический метод выяснения внутренней природы экономических явлений. Оба метода применялись параллельно и без всякой связи друг с другом. Попытка Д. Рикардо дать непосредственный синтез, т.е. найти подтверждение эзотерики в экзотерическом наблюдении без каких-либо опосредующих звеньев не удалась, да и не могла удастся. Природа богатства народов – стоимость – не находила подтверждения. Тем более, что классики сводили стоимость к «трудовой стоимости», согласно которой «цены пропорциональны человеко-часам» (Шумпетер), что не соответствовало действительности. Марксу удалось завершить открытие природы богатства – стоимости, которая включала не только кристаллизованный живой труд, но и прошлый труд, т.е. стоимость потребленных средств производства. Метод «Капитала» представлял собой органическое сочетание (синтез) экзотерического и эзотерического методов: непосредственно наблюдаемые явления получали объяснение с позиций их природы. Оставляя в стороне причины по которым открытие Маркса осталось либо неизвестным, либо не понятым, можно констатировать, что на рубеже 60-х - 70-х годов XIX века экономическая наука была поставлена перед дилеммой: либо продолжать безуспешные поиски «природы и сущностей» богатства, либо перейти на математическое описания непосредственно наблюдаемого, перейти на экзотерический метод Смита, отказавшись от эзотерики. Так возникла неоклассика. Аналогичная дилемма в физике была решена Галилеем путем отказа от поисков природы тяготения в пользу математического описания. Пионером чистого экзотерического метода в экономике был Вальрас. Маршал дополнял этот метод псевдоэзотерическим объяснением с позиций «человеческой природы». Непосредственно наблюдение, прежде всего, фиксировало микроэкономические явления: спрос, величина спроса, предложение, величина предложения, цена и т.п. Этот набор представлял собой внешнее проявление абстрактных фундаментальных законов первого отдела первого тома «Капитала» «Товар и деньги». Природа «богатства народов» – стоимость – непосредственно не наблюдается и не измеряется (эзотерика). Но она измеряется относительно товаром-эквивалентом (экзотерика). Цена, например, это относительное измерение стоимости деньгам; а в экзотерической микроэкономике (в которой стоимость отсутствует) это просто количество денег. Закон стоимости проявляется в виде равновесных цен и количеств. Заслуга Кейнса состоит в экзотерическом отражении законов накопления капитала на уровне седьмого отдела первого тома «Капитала», частично на уровне третьего отдела второго тома (два подразделения) и третьего отдела третьего тома (кризис). Кейнс применяет экзотерический метод, максима которого сформулирована М. Фридманом: «факты надо описывать, но не объяснять». Кейнс изучал факты, а не на психологию. «Цель нашего анализа… в том… чтобы обеспечить себя методом для систематического и планомерного изучения ряда проблем. Поэтому после установления предварительных выводов путем последовательной изоляции одного за другим усложняющих факторов мы теперь должны вернуться к нашей исходной позиции и учесть, насколько это возможно, вероятные взаимодействия всех этих факторов» (Кейнс). Отсюда следует, что природа мышления это (1) анализ (от конкретного к абстрактному) и (2) синтез (от абстрактного к конкретному) в рамках экзотерики. Категории Кейнса элементарны: «…Все согласятся с тем, что сбережение представляет собой превышение дохода над потребительскими расходами…. Ясно, что текущие инвестиции равны тому, что мы выше определили как сбережение. Ведь это и есть та часть дохода за данный период, которая не была использована для потребления… Короче говоря: доход = стоимость продукции = потребление + инвестиции, сбережения = доход - потребление, отсюда сбережения = инвестиции» (Кейнс). Но эти простейшие категории являются формой проявления объективных законов. Равенство сбережений инвестициям (S = I) - отражение условия воспроизводства постоянного капитала: средств производства (II подразделения) должно быть достаточно, чтобы обеспечить возмещение потребленных средств производства. Равенство потребления потреблению (C = C) – агрегат условия воспроизводства рабочей силы (переменного капитала) и воспроизводства капиталиста: предметов потребления должно быть достаточно, чтобы обеспечить потребление наемных рабочих и капиталистов. В «основном психологическом законе», помимо известной функции потребления, «зашифровано» условие расширенного воспроизводства капитала: превышение инвестиций над сбережениями (S < I) с последующим ростом сбережений (до S = I) и превышение потребления как части денежного дохода над потреблением как суммой цен потребительских товаров (СД > CТ) с последующим сокращением первого (до СД = CТ). В предисловии к французскому изданию Кейнс дает точную формулировку своего открытия: «доля сбереженного, то есть не потраченного на текущее потребление, дохода должна равняться чистым инвестициям». Кейнс де факто дает экзотерическое отражение закона-тенденции нормы прибыли к понижению: «в богатом обществе слабее не только предельная склонность к потреблению. Ввиду большей величины ранее накопленного капитала перспективы дальнейших инвестиций здесь менее благоприятны (за исключением случаев, когда норма процента не снижается достаточно быстро)». Выводы о «расширение функций правительства в связи с задачей координации склонности к потреблению и побуждения инвестировать» (Кейнс) отнюдь не субъективное мнение «одного известного экономиста». Они опираются на объективные законы рыночной экономики – всеобщий закон капиталистического накопления и закон-тенденции нормы прибыли к понижению. Дело не меняется от того, что Кейнс фиксирует внешнее проявление этих законов. Описательный или дескриптивный метод – пионерный метод, позволяющий обнаруживать объективные количественные закономерности. В этом актуальность экзотерического, или математически описательного метода Кейнса. Фундаментальная (политико-экономическая) модель может и должна выходить на современную экзотерическую макроэкономическую практику с целью объяснения, анализа и прогноза. Взаимодействие эзотерического и экзотерического методов открывает широкие перспективы для экономической науки.