ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Никандров А.В. Могильщик капитализма: марксистско-ленинская концепция диктатуры пролетариата Понятие (концепт, догмат) диктатуры пролетариата, введенное Марксом и Энгельсом, логично включается в их монументальное учение об этом «богоносном классе», авангарде истории. «Революционная диктатура пролетариата», согласно Марксу, есть государство переходного от капитализма к коммунизму периода. Иногда говорят, что основатели марксизма не оставили развернутой теории диктатуры пролетариата (или перехода, если не скачка, от его гегемонии к диктатуре); некоторые исследователи полагают также, что в текстах Маркса и Энгельса этот термин является метафорой; или же что они не настаивали именно на таком названии государства переходного периода (а могли бы заменить его на что-либо менее вызывающе звучащее). Однако классики выразили свои идеи относительно перехода от капитализма к коммунизму предельно четко – так что неясно, как тут можно «подать» теорию диктатуры пролетариата в еще более развернутом виде (наверное, можно было бы – пространнее, но «пространность речей» едва ли была свойственна Марксу и Энгельсу). Именно диктатура, а не что-либо иное: ведь если, согласно Манифесту Коммунистической партии, «пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии», а затем «использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как господствующий класс», – то есть речь идет о диктатуре, и ни о чем больше: «Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения». Маркс и Энгельс настаивают на связи диктатуры пролетариата с насилием, но не акцентируют внимание на том, что диктатура пролетариата, как и любая другая диктатура, не может быть связана законами, – дело тут, может быть, в том, что классики по «техническим» причинам не могли столь откровенно выражать свои мысли (все-таки слово «диктатура» явно отсылало к якобинцам). Тем не менее предельно ясно, что «основать свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии», «вырвав у буржуазии шаг за шагом весь капитал», – невозможно в рамках закона и без известно доли «деспотического вмешательства». Ленин, не будучи стеснен ограничениями в выражении своих идей, «достраивает» (а на деле попросту договаривает) идею диктатуры пролетариата. Приведем чеканные ленинские определения: «Диктатура пролетариата… власть, опирающаяся не на закон, не на выборы, а непосредственно на вооруженную силу той или иной части населения»; «Революционная диктатура есть власть, завоеванная и поддерживаемая насилием пролетариата над буржуазией, власть не связанная никакими законами». Итак, согласно Ленину, марксистское «учение о классовой борьбе… ведет необходимо к признанию политического господства пролетариата, его диктатуры, т.е. власти, не разделяемой ни с кем и опирающейся непосредственно на вооруженную силу масс». Эта диктатура, как собственно диктатура, не связана законами, правом, и не разделяется ее «обладателем» ни с кем. Но почему именно диктатура, а, допустим, не более «сдержанная» гегемония, не просто власть пролетариата, не суверенитет пролетариата? Почему пролетариат – диктатор, то есть «единоличный» правитель, не сдерживаемый законами, моралью и традицией? «Диктатура пролетариата» – необходимый, если не фундаментальный, элемент марксистской догматической системы. Монументальная теоретическая конструкция, возведение которой довершает Сталин, согласно его словам, есть ленинизм, развитие верным ленинцем доктрины Ленина, который в свою очередь опирается на Маркса. «Ленинизм, – определяет Сталин, – есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции. Точнее: ленинизм есть теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности». Главное в ленинизме, особо подчеркивает и специально выводит на следующей странице Сталин, это диктатура пролетариата: «Правилен ли тезис Ленина о том, что диктатура пролетариата является ”коренным содержанием пролетарской революции”? Безусловно, правилен. Правилен ли тезис о том, что ленинизм есть теория и тактика пролетарской революции? Я думаю, что правилен. Но что же из этого следует? А из этого следует, что основным вопросом ленинизма, его отправным пунктом, его фундаментом является вопрос о диктатуре пролетариата. Диктатура пролетариата, можно сказать вместе со Сталиным, – это самое дорогое и ценное, что есть в ленинизме, и с доктринально-теоретическим (если угодно, догматическим) определением ее, равно как и ее субъекта – пролетариата – проблем нет (о социологическом смысле и определении пролетариата при этом споры начались уже во второй половине XIX века). Диктатура пролетариата – это именно тот момент и пункт теории, где, если пользоваться выражением С.А. Левицкого, ленинский панлогизм превращается в панполитизм. Надо заметить, что и Ленин, и Сталин «работали» с уже воздвигнутым Энгельсом и Марксом историософским концептом «пролетариат». Эта по сути политическая теологема, или, точнее, «идеолого-политический конструкт», возведенный в ранг политической теологемы, выстроена и введена в общественную мысль Запада основателями марксизма настолько мощно и уверенно, что имеет силу и поныне. Догмат единства пролетариата не полностью потерял свою силу и в наши дни.