![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В докладе отмечено, что под влиянием ИИ образование существенно трансформируется как процесс, как результат, как система. Тренды ценностной трансформации определяют выбор форматов развития других аспектов. Применение систем ИИ выступает и как проявление трансформации, и как фактор приоритезации трансформационных процессов. Тренды в докладе описаны как направления развития, определенное явление или продукт, задающие образцы в этой области. В докладе в качестве ключевой проблемы философии образования выделена необходимость дополнительной проблематизации статуса субъекта образования в связи с распространением систем ИИ, используемых для различных форматов персонализации образования. Предложены направдения такой концптуализации: гиперперсонализация (форматов, образовательного контента, траекторий развития); проблема авторства образовательного результата; формирование цифровых моделей субъекта образования, создаваемая селф-трекингом, кибергизацией, нейротехнологиями и технологиями ИИ, как основания для моделирования обучения;цифровая идентичность как часть идентичности ключевых субъектов образования; выбор для поддержки талантливых по «большим данным» и цифровым следам; перспективы «цифровых кентавров». Представлены обобщенные результаты социологических исследований позиций преподавателей и обучающихся относительно преимуществ использования ИИ в образовании. Подчеркнуто нарастающее внимание в связи с развитием ИИ к философским проблемам развития образования. Выделены риски применения систем ИИ : углубление тенденций коммерциализации: «образование для богатых», «образование для бедных», опасность появления новых оснований для дискриминации; обострение противоречий между неприкосновенностью частной жизни, уважением достоинства и автономии человека и пониманием образования как общественного блага; проблема субъектности в образовании (ответственность за решения при поддержке ИИ, статус нейротехнологий, «улучшение субъекта», проблема открытого будущего); проблема «цифрового тайного суда» проблема справедливости образования (образовательный отбор); проблема конфиденциальности и доступности. Поставлены вопросы о первичности теоретизации перед использованием больших данных; о формах изменения образовательная политика и реагирования на GPT (Generative Pre-trained Transformer) (специфика по уровням образования и моделям конфигурации субъектов образования).