ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Донцов Д.А., доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры методологии психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», г. Москва, Россия ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ В КАЧЕСТВЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО ЭТАПА ЗАВЕРШЕНИЯ ЭПОХИ ДЕТСТВА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Юношеский («студенческий») возраст, – очень интересный экзистенциальный возрастной период в развитии личности (16-17 – 22-23), – это, как правило, – психосоциальное, социально-психологическое и, даже, социально-профессиональное начало взрослой, самостоятельной жизни человека. Одновременно, это полное завершение большой эпохи детства, ведь юношеский возраст можно воспринимать как период, безусловно, завершающий весь долгий этап большого детства, в который, во многом, входит и отрочество. Что интересно и закономерно, в результате естественной смычки старшего подросткового возраста и юношеского возраста, начиная с ранней юности, не закрыт вопрос об этих возрастных границах. Нам как практикам и теоретикам ближе следующая возрастная градация юношеского возрастного этапа. Таким образом, 16–17 лет – 22–23 года, – это, в широком смысле, целостный юношеский возрастной и социально-психологический этап развития личности человека. Наряду с этим, в юности выделяются следующие возрастные периоды: 16-17 лет, – ранняя юность (по И.С. Кону и др.), 17-21 год, – собственно (в узком смысле) юность, 21-23 года, – поздняя юность. Эти возрастные периоды имеют свою специфику, но, при этом, обладают и многими общими характеристиками. Основными социально-психологическими и возрастными характеристиками и факторами любого периода развития личности являются: социальная ситуация развития личности, ведущий вид деятельности, сфера общения, психические новообразования, параметры интеллектуального развития, эмоциональные качества личности