ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
«Сверхъестественное» - один из самых долговечных и успешных фантастических телесериалов: он продолжает транслироваться уже более 10 лет и к настоящему времени насчитывает 260 серий. Имея чрезвычайно простую сценарную основу (двое братьев сражаются со сверхъестественным злом) и опираясь на один из самых примитивных базовых жанров (роад-муви: герои перемещаются и на пути встречают приключения), сериал пользуется устойчивым успехом у зрительской аудитории и давно приобрел статус «культового», что позволяет рассматривать его в качестве образца репрезентации определенного типа ценностного ядра и культурной стратегии. Данный сериал предлагает галерею традиционных сверхъестественных существ в модальности противопоставления их человеку, который оказывается «естественным» противником «сверхъестественного» и опирается на семейные ценности кровного родства, - любовь и равенство кровных братьев против отношений господства-подчинения со сверхъестественными силами. Семейное, интерпретируемое как братское (герои фильма – два брата, и одним из наиболее устойчивых мотивов является «мы можем доверять только друг другу»), противопоставляется всем формам сверхъестественного, которое, по сути, всегда враждебно и от которого братья целенаправленно очищают человеческий мир. Специфической чертой мира «Сверхъестественного» является принципиальная имманентность традиционных религиозных объектов и натуралистическая интерпретация сверхъестественного, формирующие пространство нерелигиозного сакрального (ср. "Небожественное сакральное" С. Зенкина) и нерелигиозного сверхъестественного, - мир, в котором существуют практики взаимодействия с разумными силами, превосходящими человека, но не существует системы значений, превращающих эти силы в религиозные объекты. Нерелигиозное сверхъестественное может содержать первоначально религиозные (ангелические, демонические), религиозно-мифологические (политеистические божества и мифологические сюжеты) образы; образы, чья принадлежность истории религии бесспорна, хотя они также зачастую выходят за пределы организованной традиции (магия, анимизм, манизм, аниматизм, тотемизм, фетишизм) и т.п. Именно в этом контексте нерелигиозное сверхъестественное и получает предельно широкое распространение как в недогматических представлениях современного человечества, так и в каком-то смысле отражающей его чаяния и тревоги современной массовой культуре. Сериал «Сверхъестественное» - прекрасный пример культурной ревитализации и редукционистской семантической ревизии (приведения к общему знаменателю) огромного количества представлений, относящихся именно к этой категории. Мир сериала наполнен традиционными и нетрадиционными образами сверхъестественного, но они фактически лишены своего сакрального, внушающего трепет и благоговение, статуса, - они могут быть рационально постигнуты и подвергнуты фальсификации (попросту, убиты). Братья Винчестеры – герои сериала – демонстрируют нам продюсерскую версию расколдовывания мира, в которой любые сакральные объекты нормируются в системе плоской онтологии, обнаруживающей уязвимость (неподлинность в форме слабости) любого сверхъявственного: всегда существует положительный практический ответ на вопрос «как его убить». Сверхъявственные объекты редуцируется к прагматике деструктивных практик в духе примитивного инструментализма, исключающего возможность мира за пределами «естественного» по причине невозможности его технического обнаружения и, одновременного, исключающего религиозную семантику по причине невозможности придания ей инструментальной формы. В результате сверхъестественное присутствует только в контактной, «естественной» форме и оценивается в модальности практической значимости, а в этом качестве оно или тривиально («привет, бог, чего тебе налить?»), или опасно («как его убить?»). Поэтому сверхъестественное неизбежно фальсифицируется, а подлинным оказывается только человеческое кровное братство.