ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Представленное в докладе исследование выполнено в рамках цикла эмпирических работ, направленных на анализ структуры мотивации труда как основы целостной системы саморегуляции состояния в тех видах профессиональной деятельности, где высок риск развития выгорания. Цель исследования - выявление характерных признаков накопления профессионального выгорания и специфики выраженности качественно разных факторов мотивации труда у профессионалов в условиях действия масштабных факторов социальных и организационных перестроек. Исследование проведено на контингенте учителей средних школ двух городов: Москвы (Россия) и Ташкента (Узбекистан). Всего в исследовании приняло участие 95 преподавателей средних школ (из них - 94 женщины) в возрасте от 20 до 75 лет, стаж работы которых в должности учителя составляет от 1 года до 47 лет. Результаты показали, что в среднем по выборкам значимых различий по степени выраженности симптомов выгорания у обследованных учителей Москвы и Ташкента нет; кроме того, количество учителей с неблагоприятными комбинациями симптомов выгорания невелико. Статистическое сравнение мотивационных ориентаций учителей Москвы и Ташкента показало наличие достоверных различий по 2 мотивационным факторам: (1) потребности в высокой зарплате и материальном вознаграждении и желании иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок и (2) потребности быть креативным, анализирующим, думающим, открытым для новых целей работником. Значимые различия в выраженности потребности в улучшении материального достатка можно объяснить несколько менее благоприятным материальным положением учителей Ташкента и надеждой на его улучшение в результате проводимых мероприятий в рамках программ реформирования системы образования. Разный уровень выраженности мотивационной ориентации на креативность в работе, вероятно, связан с заявленной инновационной политикой поддержки творческой инициативы учителей Москвы в направлении разработки содержательно новых обучающих программ и активном использовании современных методических средств, и свидетельствует о надеждах учителей действительно реализовать свой творческий потенциал.