![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Пьеса А.И. Эртеля «Бабий бунт» (1884) представляет собою своеобразный парафраз «Грозы» (1859) А.Н. Островского, на что указывает почти прямое сюжетное сходство. Действие каждой из пьес происходит в отдаленном от столиц провинциальном городе. В центре внимания драматургов – купеческая среда и героиня, которая бросает вызов устоям патриархального социума. Однако в «Грозе» сюжетная коллизия была связана прежде всего с пробуждением в Катерине смутного и еще не до конца осознанного ею чувства собственного достоинства, что вступало в неизбежное противостояние с вековым жизненным укладом. У Островского звучало мощное отрицание застоя, гнета над человеком старого быта. Критический взгляд на купеческую среду ощутим и в драме Эртеля, однако внутрисословный конфликт получил в ней дополнительную гендерную окраску, поскольку центральное место в «Бабьем бунте» занимает прежде всего вопрос о нормах женского поведения, эмансипации и ее последствиях для принятого в купечестве жизненного уклада. Хотя часть изображенных в пьесе представителей этого слоя все активнее поддаются веяниям прогресса, что выражается не только в их внешнем виде, но и в понимании ими важности образования (в том числе женского!), стремление главной героини Татьяны «объявить над собой власть», то есть в первую очередь освободиться от сковывающих ее брачных уз с нелюбимым мужем и обрести личное счастье вызывает всеобщее осуждение окружающих, а главное, обнаруживает свою обманчивость и недостижимость. Татьяна в равной степени оказывается беззащитна как перед холодным расчетом возлюбленного, так и местью обманутого мужа. Тем самым Эртель показал, что спустя четверть века после прогремевшей над «темным царством» «грозы» его антигуманное глубинное устройство так и не претерпело существенных изменений, и теперь оно не только сковывает личность женщины, но и губит ее.