ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Последние десятилетия характеризовались ростом внимания к восстановлению объектов историко-культурного наследия. Городская среда, в которой мы живём, постоянно эволюционирует: перестраиваются архитектурные ансамбли города, дворянские и помещичьи усадьбы, храмы и монастыри, то возникают, то переносятся на другие места или полностью исчезают в результате войн и политики властей. Особенно ярко выражен процесс эволюции города в XX веке. Градостроительная политика с конца 20-х гг. затронула и привела в запустение многие дворянские и помещичьи усадьбы, значительная часть храмов и монастырей была разрушена, переоборудована под склады, кинотеатры и др. нужды, историческая часть большинства городов со старинными кварталами деревянных и каменных строений XVIII – XIX вв. подверглась полной перестройке. Начавшийся в 90-х гг. XX в. процесс возврата церковной собственности придаёт проблеме восстановления, реставрации, реконструкции утраченного историко-культурного наследия ещё большую актуальность. Наряду с материальной реконструкцией, нашли своё применение для решения за-дач сохранения историко-культурного наследия реконструкции виртуальные. Развернувшаяся в западных и частично отечественных научных изданиях серия публикаций (за рубежом начиная с 1990-х гг., в России с 2000-х), посвящённых применению технологий трёхмерного моделирования в исторических и археологических исследованиях, способствовала выработке научной базы для реализации методик работы с 3D инструментарием, формирования новых подходов к анализу, синтеза и репрезентации источникового материала в задачах построения виртуальной реконструкции. Научные коллективы, лаборатории, исследовательские центры, в некоторых случаях компьютерные компании, специализирующиеся на построении виртуальных реконструкций историко-культурного наследия, ставили совершенно разные задачи, результаты их работы можно подразделить на две группы: а) Познавательно-ознакомительные реконструкции, приблизительно дающие представление о рассматриваемом объекте, без серьёзной проработки источниковой базы; в большинстве случаев основными разработчиками являются компьютерные компании. б) научно-обоснованные реконструкции с проработанной источниковой базой, наличием исследовательской задачи, характерных для научных коллективов как меж-дисциплинарных, так и состоящих из специалистов гуманитарных областей, освоивших 3D инструментарий. В данной статье нами будет рассмотрен второй тип виртуальных реконструкций. В публикациях прошлых лет нами неоднократно рассматривались основные вехи истории развития методики применения технологий трёхмерного моделирования в исторических исследованиях , посредством программ трёхмерного моделирования изучался процесс формирования застройки г. Тамбова XVII – нач. XIX гг. , а также отдельные социальные аспекты, такие как место тамбовского дворянства в формировании городского социального пространства и т.д. В качестве задачи исследования в нашей статье мы рассматриваем процесс формирования инфраструктуры московского женского монастыря «Всех скорбящих Радости» с момента появления на территории усадьбы Голицыных первой домовой церкви в 1856 г., до середины 1930-х гг. - времени начала планомерного уничтожения памятника церковной архитектуры советской властью. Одной из непосредственных задач нашего исследования является восстановление облика монастырского комплекса посредством технологий трёхмерного моделирования на нескольких временных срезах, характеризующих основные этапы его эволюции. Особое внимание уделено восстановлению состояния ифраструктуры монастыря на 1909 г., когда комплекс сохранял единый архитектурный стиль. Территориальные рамки исследования локализованы границами территории усадьбы Голицыных; начиная с 1890 г. - монастыря «Всех скорбящих Радости» (с севера ул. Сущёвский Вал, с юга - Вадковский пер., с запада ул. Новослободская, с востока - ул. Тихвинская).