ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В последнее время, начиная с 1990-х гг., успешное развитие информационных технологий открыло перед историками, археологами, музееведами и другими специалистами-гуманитариями новую страницу в важном деле сохранения историко-культурного наследия. C начала XXI в. число публикаций, посвящённых применению трёхмерных технологий в истории и археологии, возрастает экстенсионально, рост интереса к этой тематике можно проследить по серии публикаций международных научных сообществ, таких как «History and computing», «Humanities and Art Computing», Computer Applications and Quantitative Methods in Archaeology (CAA), Electronic Imaging & the Visual Arts (EVA), «Круг идей» (Ассоциации «История и компьютер»). Эта тематика отражается в публикациях известных журналов, таких как Archaeology magazine, а также специализированных журналов: Virtual Retrospect, Arch-I-Tech, Archeologia Calcolatori, Archaeological Computing Newsletter, Virtual archaeology review, посвящённых применению технологий трёхмерного моделирования в археологических и исторических исследованиях. Но чаще всего то, что мы можем увидеть в интернете - это реконструкции, выполненные техническими специалистами (программистами, дизайнерами и т.д.), компьютерными компаниями без (или с частичным привлечением) профессиональных научных консультантов - историков, археологов. Презентация исследования в превалирующей части подобных проектов не сопровождается размещением источниковой базы в интернете или публикацией в соответствующих статьях и монографиях. Стоит отметить, что нередко виртуальные реконструкции, выполненные рядом коллективов историков и археологов, также не имеют возможности научной верификации результата работы. Под научной верификацией виртуальной реконструкции мы подразумеваем возможность доступа пользователя к источниковой базе виртуальной реконструкции, с обеспечением полноценной работы с ней благодаря встроенному инструментарию просмотра того или иного вида и типа источника. Большинство существующих виртуальных реконструкций, размещённых в Интернете, или на дисках позволяют пользователю видеть только результат самой работы (видеоролик, картинку или саму программу), доступа к источникой базе нет, не говоря уже доступе к информации о работе с источниковой базой, методике её синтеза, этапах реконструкции и т.д. Источниковый материал в большинстве подобных реконструкций публикуется далеко не каждым научным коллективом в серии публикаций или на соответствующем сайте. В большинстве случаев авторы, публикуя свою работу без системы верификации виртуальной реконструкции, предлагают пользователям принять результат их исследования на веру. Интерпретировать виртуальную реконструкцию, выставленную без источниковой базы в Интернете (онлайн модель, видео или скриншоты реконструкции), может только профессионал, хорошо знакомый с комплексом источников по воссозданному объекту; рядовой пользователь воспринимает в большинстве случаях демонстрируемый ему материал не как научный продукт исследования, а как некую демонстрацию-анимацию. Причина отсутствия научной системы верификации виртуальных реконструкций заключается на наш взгляд, как в отсутствии у исследователей необходимого инструментария разработки и сложности его освоения, так и в отсутствии информации о существующих стандартах репрезентации подобных исследований в интернете. Начиная с 2005 г. кафедрой исторической информатики исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова ведутся исследования по изучению международного опыта научных центров, специализирующихся в области применения технологий трёхмерного моделирования в исторических, археологических, музееведческих и др. гуманитарных исследованиях (включая digital archaeology, digital history, aerophotogrammetry). Помимо исследовательской деятельности сотрудниками кафедры велась разработка проектов виртуальных реконструкций объектов историко-культурного наследия в рамках научных курсовых, дипломных и диссертационных исследований. В нашем докладе мы хотели бы осветить основные вопросы верификации виртуальных реконструкций, существующие требования к программному модулю верификации виртуальной реконструкции, основываясь на анализе существующего опыта, предложить собственный вариант программного модуля верификации виртуальной реконструкции, разработанного сотрудниками кафедры исторической информатики МГУ. Работа данного модуля верификации будет проиллюстрирована на основании диссертационного исследования Д.И. Жеребятьева проекта 4D виртуальной реконструкции московского женского монастыря Всех скорбящих радости конца XIX - нач. XX вв.