ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В настоящее время в психологической литературе проблема отдыха является теоретически не осмысленной и практически не разработанной. В научных работах отдых рассматривается как объект экономических и социологических исследований (Орлов, 1995; Haworth, Veal, 2004). Нам представляется, что психологический контекст проблематики отдыха должен включать следующие направления: 1) анализ отдыха как целенаправленной деятельности, реализуемой человеком для сохранения и укрепления здоровья как необходимой базы профессионального развития; 2) исследования отдыха в структуре временной организации труда, обеспечивающей возможность проведения мероприятий по восстановлению ресурсов деятельности при помощи средств ПСР. Первый шаг в разработке проблематики отдыха по первому направлению был сделан в исследовании по выявлению субъективных представлений об отдыхе у работающих людей и отношения к отдыху в структуре ценностно-смысловых ориентаций личности (Лузянина, 2005; Лузянина, Кузнецова, 2005). В рамках второго направления ключевой проблематикой является исследование средств восстановления работоспособности во время рабочих пауз как микропериодов отдыха. В серии исследований в течение последних лет проводится анализ психологической специфики актуализации спонтанных средств восстановления работоспособности с целью обоснования необходимости специального обучения эффективным целенаправленным приемам ПСР (Кузнецова, 2004; Кузнецова, Теленова, 2006). Собранные данные доказывают целесообразность внедрения специальных тренинговых программ обучения ПСР (Леонова, 1988; Леонова, Кузнецова, 1993) для формирования индивидуальной базы эффективных приемов восстановления работоспособности и, тем самым, для укрепления психического и физического здоровья профессионалов.