ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Современные тенденции экономического развития стран мира, в частности России, обуславливают необходимость особого рассмотрения проблемы поведения агентов в существующих рыночных условиях и механизмов принятия экономических решений. При этом отдельного внимания требует развитие представлений об особом типе рыночных субъектов, действующих в экономике, - предпринимателях, характеризующихся нестандартным для всех рациональных экономических агентов поведением и мотивацией. В классической теории в общем виде экономического агента можно охарактеризовать как человека, стремящегося достичь определенную цель посредством использования различных ограниченных ресурсов, при условии наличия или отсутствия необходимой информации. Таким образом, стандартный тип поведения экономических агентов можно определить как «детерминированный, практически рефлекторный, полностью зависящий от внешних факторов - заданных наборов потребительских благ, ценовых показателей полезности этих благ, ограниченных наборов ресурсов и их доходности, принятых производственных комбинаций этих ресурсов» [Чаплыгина, 2011. с.2]. В основе стандартной модели экономического человека лежит предпосылка о существовании однозначных и полных данных, на которые ориентируются участники рынка при принятии решений. Однако, предприниматель, в силу межвременного характера производственного процесса, вынужден иметь дело с будущими оценками полезности. Кроме этого, своими действиями предприниматель оказывает определенное влияние на оцениваемое им будущее, поскольку будущий набор благ определяется, в том числе, и его производственными решениями. Таким образом, предприниматель не выбирает между имеющимися вариантами принятия решения, а сам формирует спектр возможных вариантов, поскольку имеет дело с информацией, не являющейся непосредственно данной (т.е. сталкивается с проблемой неопределенности). Кроме того в теориях предпринимательства критикуется предпосылка о полной рациональности поведения агента. Согласно мнению ряда экономистов, в том числе и Дж.М. Кейнса, предприниматели, как правило, действуют иррационально, принимая свои решения на основе своих ожиданий, непосредственного восприятия реальности, которое нередко не поддается описанию, и интуиции. Кейнс также подчеркивает, что решения предпринимателей в значительной степени подвержены влиянию психологических факторов, среди которых настроение и «спонтанно возникающая решимость действовать». Детализация предпринимательства как базовой концепции в экономической теории и теории предпринимательства на сегодняшний день достаточно сложна и является результатом эволюции представлений об этом экономическом феномене в процессе развития рыночной экономической системы, с одной стороны, и экономической теории, с другой стороны. Каждый экономист, в зависимости от того, что является для него основной отличительной чертой предпринимательского поведения, по-своему определяет характеристики этого типа экономических агентов. Анализ отечественной и зарубежной литературы по экономической теории и теории предпринимательства позволил выделить 5 концептуальных подхода к изучению терминов «предприниматель» и «предпринимательство», основанных на функциональной роли предпринимательства в экономике: · предприниматель как risk-taker - самый первый подход к изучению предпринимательства, восходящий к XVIII веку, провозглашающий основной характеристикой предпринимательства готовность к риску и неопределенности (А.Смит, Р.Кантильон, И.Тюнен, Г.фон Мангольдт, Ф.Найт); · предприниматель как координатор факторов производства - концепция, согласно которой функция предпринимателя заключается в рациональной комбинации экономических ресурсов и получении предпринимательского дохода (Ж.-Б. Сэй, С.Милль, А.Маршалл); · предприниматель как инноватор - подход, выделяющий инновационность в качестве основной отличительной черты предпринимателя (Й.Шумпетер, Л.Мизес, Й.Кирцнер, Ф.Хайек, У.Баумоль); · предприниматель как менеджер - подход, согласно которому основной акцент дела- ется на управленческой функции предпринимателя, и утверждающий необходимость анализа проблем предпринимательства на междисциплинарном уровне (П.Друкер, Р.Хизрич, Д.Хоскинг, М.Питерс); · предприниматель как определенный психотип человека - концепция, сосредотачивающая свое внимание на особых личностных качествах предпринимателя, и отводящая предпринимателю роль основной фигуры рыночных процессов (Ф.Кенэ, И.Кирцнер, Дж.Шэкл, Ф.Хайек, Л.Мизес, М.Ротбард, Й.Шумпетер, Ф.Визер, Г.Шмоллер, В.Зомбарт, М.Вебер, Д.Мак-Клелланд). Проведенная систематизация научных подходов к понятиям «предприниматель» и «пред- принимательство» в рамках классической экономической теории, немецкой исторической и австрийской школ, неоклассического, неоавстрийского подходов, а также фундаментального экономического анализа, присущего отечественной экономической школе, позволила всесторонне исследовать феномен предпринимательства. Между тем, поскольку феномен предпринимательства - относительно молодое, динамично развивающееся, многогранное явление, требующее комплексного подхода к изучению его экономических, психологических, социальных и институциональных особенностей, требуется постоянное изучение и осмысление новых подходов к природе феномена предпринимательства.