ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Одним из перспективных направлений поиска средств повышения сопротивляемости профессиональному стрессу становится изучение отношения человека к отдыху, а также анализ возможностей планирования и организации отдыха в режимах выполнения трудовой деятельности. Цель исследования - выявление субъективных представлений об отдыхе у работающих людей и выявление отношения к отдыху в структуре ценностно-смысловых ориентаций личности. В исследовании приняли участие 96 человек (33 мужчины, 63 женщины) в возрасте от 19 до 61 года, принадлежащие к различным профессиональным группам. Результаты показали, что респондентами осознается значимость рекреационной сферы для обеспечения эффективного выполнения трудовой деятельности (при этом оценки отдыха были даны респондентами как результат своего рода решения «задачи на смысл»: сама ситуация сбора эмпирических данных в форме работы с опросными и анкетными методиками предполагала целенаправленное осмысление респондентами своего отношения к проблеме отдыха). В отношении отдыха в структуре ценностных ориентаций были получены следующие основные данные. Отдых занимает 18-ю позицию (из 73) в общем рейтинге ценностей; при этом ценность досуга (досуг и отдых были выделены в качестве самостоятельных объектов оценки) респонденты оценили не столь высоко (52 позиция). Отдыху предписывается определенное функциональное значение: отдых - инструментальная ценность, способствующая достижению глобальных жизненных целей. Выявлена ценность рекреации для удовлетворения эстетической потребности, потребности в развитии, социальных контактах. Универсальной тенденцией является отношение к отдыху как к вспомогательному процессу: респонденты при заполнении анкеты выразили полную степень согласия с утверждением о том, что для эффективной работы требуется хороший отдых. Об отведении отдыху вспомогательной роли также косвенно свидетельствуют низкие позиции в рейтинге ценностей досуга, развлечений, удовольствий, которые имеют самостоятельную значимость. Таким образом, респонденты рассматривают отдых как период, обязательно сменяемый другим видом активности. По результатам первичного анализа данных был выявлен фактологический материал, позволяющий наметить основные перспективные направления дальнейшей разработки проблемы отдыха. Среди них можно выделить главное - исследование факторов, способствующих развитию проактивной направленности по отношению к отдыху.