![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В связи с возвращением Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации творческая группа кафедры психологии Филиала МГУ в г. Севастополе поставила перед собой цель исследовать ценности учащейся молодежи города, стоящей на пороге профессионального выбора. Исследование проводилось в сентябре 2016 года. В нем принимало участие 405 человек. Из них 300 студентов высших учебных заведений и 105 учащихся колледжей (состав гендерный, возраст от 16 до 18 лет, охват 60 % от общего числа обучающихся на первых курсах пяти вузов и трех колледжей города). В ходе исследовании нами была установлена определенная иерархия ценностей учащейся молодежи г. Севастополя. Первое место в системе ценностных предпочтений заняли ценности патриотической направленности: Родины (России, г. Севастополя, Крыма), истории Отечества, национальной принадлежности. Приоритетность данных ценностей была выявлена у 92% респондентов (91% у юношей и 93% у девушек), в равной степени у студентов вузов и учащихся колледжей. При этом патриотические ценности оказались существенно ниже (на 15%) у студентов факультетов управления, журналистики и молодежи, обучающейся по морским специальностям в вузах и колледже. Самый высокий рейтинг патриотических ценностей (на уровне 99%) продемонстрировали учащиеся педагогического колледжа. На втором месте (90% респондентов) оказались семейные ценности (83% у юношей и 97% у девушек). К ним относились значимость родительской семьи и сохранения близких отношений с родственниками, целевая установка на создание собственной семьи, рождение и воспитание детей, ценность истории рода, сохранения и преумножения семейных традиций, ценность любви. Третье место (86% респондентов) в иерархии ценностей севастопольской молодежи заняли профессиональные ценности (90% у юношей и 82% у девушек). У студентов вузов этот показатель на 3,5% выше, нежели у учащихся колледжей. Здесь молодые люди показали не только значимость для них профессионального самоопределения, но и карьерного роста, творческого содержания труда, перспективности самой профессии в регионе, возможности овладения смежными специальностями. Пятое место в равной степени заняли ценности образования, творческой самореализации и самосовершенствования (81%). При этом в ответах респондентов акцент делается на качестве образования и престижности учебного заведения, на значимости постоянного повышения уровня образования, на компетенциях в разных отраслях наук (порой не смежных), на развитии эрудиции в области истории, экономики, права, искусства, психологии. У юношей и девушек этот показатель практически одинаков. Различие состоит лишь в том, что девушки приоритетным считают самореализацию в художественных видах творчества, а юноши в большей степени в техническом творчестве и спорте. Хотя и в этом аспекте расхождения не велики – в пределах 4%. Шестое и седьмое места (72% и 70% респондентов соответственно, без гендерных различий) заняли ценности свободы и активной деятельной жизни. Но в понятие свободы молодые люди вкладывали не только самостоятельность, независимость в суждениях и поступках, но и ответственность (чувство долга, умение держать свое слово). В содержание ценности активной жизненной позиции они включали полноту и эмоциональную насыщенность жизнедеятельности, способность к самостоятельному мотивированию себя на деятельность, желание и способность быть значимым в социуме, в гуще событий, «творить историю», право быть лидером. Восьмое место в системе ценностей (52% респондентов: 50% - юноши и 54% девушки) заняла ценность здорового образа жизни и физического совершенства. Девятое место (42% респондентов) – ценность дружбы, гармоничных отношений с противоположным полом, ценность конструктивной коммуникации, эмпатии, взаимного доверия, честности. На десятом месте (30% респондентов: 34% - девушки и 26% - юноши) оказалась ценность собственного «Я», которое включало: самоуважение, способность принимать себя, понимать себя и свои возможности; способность быть счастливым, строить свою судьбу; умение определять жизненно важные приоритеты. Остальные ценности не превысили десятипроцентный барьер и имеют широкий индивидуальный спектр. К ним относятся: ценность прекрасного (9%), материальные ценности (8% респондентов), ценность авторитета (7%), ценность развлечений (6%), ценность интимной близости (2 %). В ходе исследования нами было установлено наличие позитивных тенденций в формировании ценностного ядра севастопольской учащейся молодежи. К таковым относятся: выраженная патриотическая и просоциальная направленность ценностей; высокий рейтинг семейных ценностей; значимость ценностей образования, творческого развития и профессиональных компетенций. Вместе с тем к тревожным фактам относятся: - невысокая значимость ценности собственного «Я» у 70% респондентов, что в перспективе для молодых людей может стать серьезным препятствием на пути к достижению целей, связанных с вышеизложенными приоритетными ценностями; - низкий рейтинг патриотических ценностей 10% студентов первого курса, обучающихся на факультетах журналистики, государственного и муниципального управления, профессиональная деятельность которых в будущем будет связана с управлением общественными процессами в государстве.