ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Бафтинг, одно из весьма негативных явлений при движении летательных аппаратов, характеризуется колебаниями всего летательного аппарата или его частей под действием нестационарных аэродинамических сил, причиной возникновения которых принято считать срыв потока с несущих поверхностей (крыла, оперения) при больших углах атаки и с плохо обтекаемых частей летательного аппарат (шасси, отклонённых органов управления и элементов механизации крыла, открытых створок люков и т. п.). Вследствие срыва потока за плохо обтекаемым элементом образуется так называемый аэродинамический след, который при попадании на другие части летательного аппарата вызывает на них пульсации давления. Развитие таких пульсации может иметь другой механизм происхождения, приводящий к возникновению у поверхностей летательных аппаратов нестационарных процессов другого рода –нелинейных околорезонансных колебаний, отличительной чертой которых является воз-никновение периодических скачкообразных изменений параметров течения. Такие колебания возникают при близости частоты внешних возмущений, приходящих в исследуемую область течения или вызываемых в ней иным способом, к частоте возможных собственных колебаний среды в рассматриваемой области (исследования показывают [ 1 ], что определяющая процесс связь может быть неожиданно нетривиальной). Необходимым условием развития колебаний такого рода при течении газа является возможность распространения возмущений вверх и вниз по потоку, каналом-проводником такого рода может выступать пограничный слой у поверхности летательного аппарата, проводящий возмущения вверх по потоку даже при сверхзвуковых скоростях полета. При движении летательных аппаратов с околозвуковыми скоростями у выпуклых участков их поверхностей могут образовываться местные сверхзвуковые зоны. Как правило, такие зоны оканчиваются скачком уплотнения (режим безударного обтекания является исключительным [ 2 ]). В этой связи развитие околорезонансных ко-лебаний приведет как к колебаниям замыкающего местную сверхзвуковую зону скачка, так и к появлению в пристеночном течении дополнительных ударных волн из-за резонансного усиления возмущений в окрестности местной сверхзвуковой зоне и независимо от нее. Областью развития околорезонансных колебаний в этом случае выступает весь участок поверхности летательного аппарата, аналогичный каналу с открытыми концами. Развитие вышеуказанных процессов может вносить специфику в тепловые и динамические процессы у поверхности летательного аппарата. Список литературы: 1. Ганиев Р.Ф. Нелинейные резонансы и катастрофы. Надеж-ность, безопасность и бесшумность. –М.: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2013 2. Никольский А. А., Таганов Г. И. Движение газа в местной сверхзвуковой зоне и некоторые условия разрушения потенциального течения// ПММ. 1946. Т. 10. Вып. 4. С. 481—502.