![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Тему сувенира нельзя рассматривать в отрыве от других видов художественной деятельности и по сути она является частью общей системы художественного творчества и образования. В XIX веке декоративное искусство имеет социальную структуру, с четким отличием народного в его сельском и городском варианте и академического (профессионального) состава, предпочтениями купеческой среды. Также промыслы по изготовлению изделий из дерева имеют разные уровни ремесленной организации: присущие натуральному хозяйству и развитые, подчиняющиеся товарным отношениям. Искусство индустриального времени способствует интенсивному взаимодействию различных феноменов искусства, что обуславливает плодотворность новых стилистик, которые необходимо учитывать в художественном творчестве, а с другой повышается функция смежных с искусством и искусствоведением разделов – этнографии, археологии, архитектурной науки, позволяющих удерживать, сохранять существо региональных традиций и художественной стилистики. Соответственно принципы понимания и развития темы сувенира должны учитывать не только те несколько задач, которые указаны ниже, но и повышение общего творческого уровня художника-прикладника, позволяющего ему формировать новый качественный уровень художественной среды: не только сувенира, но и авторского изделия в традициях региона, общая специфика регионального стиля художественного пространства: 1. Местные традиции по материалам этнографии и археологии и отражение семантических построений в решении задач художественного образа. 2. Проблема технологического совершенства, достоверности и оригинальности пластических задач местных традиций, качество мастерства в проработке структуры изделия. 3. Понимание специфики искусства как уникального феномена целостности художественного образа, где сплавлены этническая традиция, технологический опыт, археологическая семантика – особые задачи, достижение которых лежит в руках мастера – художника, как центрального звена художественного процесса. Учет данных обстоятельств для комплексного решения художественных задач в области и сувенира и проблемы создания уникальных изделий необходимо решать в вопросах внутренней традиции культуры и искусства: проблему создания творческой среды в регионе; систему творческого обмена посредством фестивалей, конкурсов выставок; монографических выставок, посвященных отдельным жанрам декоративного искусства, темам на основе мифологии и истории; систему передачи художественного опыта и использование для этого системы разнопрофильной профессиональной (вузовской и училищной) подготовки, преемственности систем художественного образования и смежных отраслей с общеобразовательными и просветительскими учреждениями, что отвечает проблеме увеличения и использовании потенциала пластических искусств как основания общей культуры общества и человека. Соответственно возникает проблема открытия соответствующих специальностей там, где этого еще нет, создания системы подготовки и переподготовки мастеров, развитие дополнительного и основного школьного образования, и, учитывая возрастающие масштабы потребления художественной продукции, смежные отрасли маркетинга художественной продукции. При этом, еще раз подчеркну, что центральной фигурой всего процесса был и останется в будущем – талантливый мастер, художник, но также талантливый зритель, потребитель. С точки зрения полноты художественных задач важно показать примеры переработки этнических традиций в различных образовательных системах. В докладе рассматриваются традиции российской школы, обращающейся к темам национального искусства: 1.В системе подготовки УФ Российской Академии живописи ваяния, зодчества Ильи Глазунова – использование стилистик «пермского звериного стиля»; 2.В системе подготовки Московской государственной промышленно-художественной академии им. С.Г. Строганова, г. Москва – проблема авторского художественного произведения и понимание технологической эстетики декоративного искусства: 3.В традициях Удмуртского государственного университета – реализация национальной тематики в программах различных специальностей (декоративно-прикладное искусство, народная художественная культура, дизайн одежды, учитель изобразительного искусства; 4.В программах среднего профессионального образования в училищах России: Абрамцевское училище, училище 1905 г., Кунгурское училище; 5.Соотношение художественных задач в образовании, направленного на решение проблем профессионального искусства с учетом национальных стилистик региональных школ: Дагестана, Бурятской Республики, Татарской Республики, Ханты-Мансийского АО и др. 6.Выявление характерных черт региональных традиций и использовании их с учетом морфологии художественного произведения: монументально-декоративного искусства; станковой графики, плаката, книжной графики; сувенирного производства; керамики и стекла; текстиля; кожи и войлока; ювелирного искусства и др. 7.Материалы Художественно-педагогический музей игрушки РАО. 8.Использование традиций народного искусства в предметно-пространственной среде художественного творчества: суперграфика и реклама; дизайн костюма; архитектурное творчество.