ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
GR в российской науке находится на начальной стадии развития. На данный момент количество научных публикаций, литературы и кейсов в отечественной практике не так велико (Гринберг Т.А. в статье “Теория и практика взаимодействия негосударственных структур с органами государственной власти (GR) в отечественной литературе 2000-2020 гг.” упоминает всего несколько десятков источников). Однако это исключает того, что технологии коммуникации с госорганами постоянно развиваются и, конечно же, на них оказывает влияние диджитализация. В зарубежной практике изучение роли использования интернета началось на рубеже XXI века. Результаты опроса общественного мнения 1999-2000 годов в США показали, что веб-инструментами для проведения операций в сфере взаимодействия с правительством пользуются 223 компании. На сегодняшний день нам доступны ряд исследований на эту тему под авторством M. Kraus, C. Devereaux, M. Watkins, P.Libby, D. Nicolle, J.Payson. Приведенные выше авторы занимаются изучением влияния интернета, в том числе сегмента социальных сетей, на развитие GR. Стоит отметить, теоретическая основа для понимания и объяснения GR в российской науке стала формироваться относительно недавно. Первые материалы были изданы в начале 2000 годов и опирались на практическую деятельность специалистов из ведущих вузов (ВШЭ, Санкт-Петербургский государственный университет). На данный момент комьюнити продолжает развиваться в направлении теоретического осмысления происходящих процессов и методологических оснований для исследований. Что касается изучения веб-пространства для применения GR-технологий, то в отечественной практике мы можем обратиться к работам Черкащенко Т.А. и Дорского А.Ю, которые предложили модель GR-коммуникаций в Интернете. Предшествующие исследования темы позволили сформировать понимание роли интернета в развитии коммуникаций между бизнесом и государственным сектором, а также сформировать представление об использованных инструментов на каждом из этапов развития веб-пространства. Если в начале GR-специалисты использовать сеть как инструмент для отслеживания происходящих в правительстве процессов, сбора конкурентной информации, изучения новостей и деятельности заинтересованных групп. то к 2022 мы получили гораздо более расширенный функционал. Он включает в себя, например, прямое общение с стейкхолдерами с помощью средств диджитал-коммуникации, работу с блогерами, которые являются лидерами мнений, проведение онлайн-фандрайзинга и краудсорсинг. В качестве эмпирической базы исследования нами были использованы кейсы, взятые из публичных источников. Были изучены материалы компаний Microsoft, FiscalNote, Facebook. Данные исследования позволили нам сформировать мнение о том, как американские компании осуществляют GR-кампании деятельность в сети. Стоит отметить, что изучение предмета представляет определенную сложность. В открытых источниках мы можем найти GR-стратегию крупных международных компаний (например, ими делится Coca-Cola на собственном веб-сайте), но технологии и методики, используемые для выстраивания эффективной коммуникации с государством являются засекреченными и в данном случае мы можем полагаться исключительно на экспертное мнение и анализ открытых источников, что затрудняет объективное изучение предмета. По результатам исследования были сформированы следующие выводы: GR-специалисты по-прежнему используют интернет как средство мониторинга, однако теперь всю большую роль в их анализе играет Big Data. Выстраивание отношений между компаниями и стейкхолдерами в сети происходит на основе лоббистских технологий: привлекаются инфлюенсеры, “продавливание” через онлайн СМИ, сбор подписей через специальные платформы и т.д. Социальные сети выступают как акторами, так и площадкой для GR-коммуникаций, что позволяет им использовать свой особый статус в продвижении собственных интересов. Полученные в ходе исследования результаты могут стать основой для последующих научных работ о диджитализации в GR.