![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В современных текстах и практиках марийской традиционной религии (МТР) и мифологии наблюдается вариация мест, ассоциируемых с религией и потусторонними силами. Среди них: 1) рощи (кÿсото),часто официально зарегистрированные и являющиеся предметами культа; 2) места почитания богатырей-героев, их символические захоронения; 3) сакральные локусы - места обращения к высшим сущностям, которые воспринимаются как "места силы" (например, холмы). Эти мифологизированные объекты отличаются функциональностью, организацией внутреннего пространства, образами в локальном фольклоре. Священные места, кÿсото являются местами жертвоприношений и молений, которые строго регламентированы в рамках религиозного сообщества. Объекты, связанными с персонажами легенд, не воспринимаются как сугубо священные, однако в коммеморативных практиках проявляются черты культа. Некоторым локусам, холмам и полянам, могут быть приписаны особые свойства: в них возможна коммуникация с божественным, но эти пространства менее структурированы и сегрегированны, чем рощи. В докладе отражен концепт "договорных отношений", присутствующий во взаимодействии "молящийся/жертвователь - природный ландшафт". Текст основан на полевых материалах ,собранных автором в экспедициях кафедры этнологии исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова в Марий Эл и Башкортостане.